ВТОРНИК, 16 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА
4112 11-09-2015, 00:30

История формирования нашей государственности насчитывает два с половиной тысячелетия

Появление в 1465 году на исторической арене Центральной Азии нового государственного образования - Казахского ханства - стало судьбоносной вехой в политической и этнической истории казахского народа. Оно появилось не в одночасье, его истоки уходят в глубину веков. С общества саков начинается история нашей государственности, которая насчитывает два с половиной тысячелетия.

 

На протяжении веков была выработана кочевая государственная традиция, которая прослеживается в организации населения, в политическом управлении, хозяйстве, духовной культуре, нравственных и поведенческих нормах. Важнейшими атрибутами государственности стали верховная власть, имущественное неравенство, социальная дифференциация, а также письменность, необходимая для нужд административной, хозяйственной и дипломатической практики. Специфика кочевой государственности во многом была связана с родоплеменной системой, ставшей основополагающим принципом общественного и государственного развития.

До образования Казахского ханства на территории современного Казахстана существовали в преемственной связи 18 кочевых государств. Благодаря кочевому образу жизни сакские племена смогли освоить Великую степь. Очевидцы характеризуют их как доблестных воинов, богатых конями, стадами овец и быков. Саки находились на стадии формирования раннеклассового общества. У них выделяются три сословия: вожди, жрецы и общинники (пастухи и земледельцы). Царь считался избранником богов, посредником между Небом и Землей. Наиболее ярким проявлением культурного творчества саков стало изобразительное искусство, так называемый "звериный стиль", который сложился как выражение их мировоззрения и идеологии кочевников. Это свидетельство и высокого уровня знания технологии металла, и развитости художественного мышления. В V-IV вв. до н.э. у саков появляется письменность - важный атрибут государственности. Становление государства и появление письма у саков были факторами взаимосвязанными, одновременными.

Процесс государственного зарождения, начавшийся в сакском обществе, получил дальнейшее развитие в обществе гуннов, создавших первую кочевую империю во Внутренней Азии, а затем - в прототюркских государственных образованиях в Центральной Азии. Преемниками сакских племен в Семиречье стали усуни, а в бассейне Сырдарьи и в южном Казахстане - канглы, создавшие во II веке до н.э. сильные государства. Усуни и канглы были кочевыми скотоводами, отдельные их группировки занимались земледелием, ремеслом, они имели города и поселения. Личные гвардии правителей были главной опорой верховной власти. Согласно военно-административному управлению, земли государства были разделены на три части: левое крыло, центр и правое крыло. Центр кочевого государства находился в ставке (орде), здесь принимались решения военно-административного, политического, хозяйственного и культурного характера. Правители усуней и канглы могли выставить многотысячное войско. В кочевых обществах имело место социальное и имущественное неравенство. Военно-племенная знать усуней имела до пяти тысяч лошадей, которые являлись мерилом богатства. В обществе пользовались письменностью и печатями.

Гунны на территории Казахстана между Тарбагатаем и Прикаспием создали во II в. н.э. государственное объединение Юэбань. Оно просуществовало до V в. Гуннское государство было раннеклассовым образованием. Им правила династия Люаньди во главе с шаньюем. Существовала иерархия родов и племен, игравшая у гуннов немалую роль. На низшей ступени находились покоренные племена, включенные в гуннскую родоплеменную систему. Символом власти шаньюя была яшмовая печать. Армия и население делились на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч для военной организации и учета. В государстве велось письменное делопроизводство, имелись установления и законы. Оно обладало своей охраняемой пограничными караулами территорией. Большое внимание уделялось коневодству. Хорошо обученное, выносливое конное войско было основой армии и могущества государства.

В VI в. начинается новый этап в развитии государственности в Казахстане, связанный с первой евразийской империей - Тюркским каганатом. Китайская историография связывает историю тюрков с распадом государства гуннов. В середине VI в. они распространили политическую гегемонию на Казахстан и Среднюю Азию. Несколько позже границы каганата расширились до Северного Кавказа и Причерноморья, установились связи с Ираном и Византией. Византийский император Ираклий, признавая политическую гегемонию тюрков, в 628 году возложил на голову Тон ябгу-кагана свою собственную корону.

Постепенно центр тюркского этногенеза в Монголии стал смещаться с востока на запад, на территорию Казахстана. Ставки правителей Западно-тюркского каганата находились на юге Казахстана. Древнетюрк­ские надписи свидетельствуют о том, что каган, его династия Ашина порождались волею Неба, Земли-Воды и деятельностью самого тюркского народа. Тюрки имели разработанное обычное право. Они взимали с подданных племен налоги и дань. Существовала воинская повинность. Каждая территория и ее население могли выставить десятки, сотни, тысячи и тьму воинов. Племена в социальном плане делились на аристократические, подчиненные и вассальные, связанные между собой строго установленными иерархическими отношениями. Основой хозяйственной деятельности тюркских племен было кочевое скотоводство. Часть их жила оседло, имелись города и поселения. В обществе тюрков господствовала частная собственность на скот и рабов. Одним из высших достижений эпохи стало широкое распространение древнетюркской письменности. Очевидно, необходимость в письме возникла из нужд административной и дипломатической практики, из потребности фиксации государственных актов и традиций. С падением Тюркского каганата в пределах Казахстана возникли три могущественных государственных объединения: на Сырдарье и Приаралье образовалась Огузская держава, в Семиречье - Карлукское государство, а в Центральном, Северном и Восточном Казахстане сложился Кимек­ский каганат. Все эти этнополитические объединения IX-X вв. продолжили государственно-административные, военные и социально-культурные традиции Тюркских каганатов.

Могущество кимек­ского правителя было значительным. С конца IX в. он стал носить высший тюркский титул кагана. Традиционная административно-территориальная структура древнетюркской государственной организации - система крыльев - нашла отражение в организации правления Кимекского государства. Восточная сторона объединения находилась в Прииртышье, западная - в междуречье Урала и Эмбы. Главным занятием кимеков было кочевое скотоводство. В племенах имелись компактные группы полуоседлого и оседлого населения. Ссылаясь на книгу кимекского царевича Жанаха ибн Хакана ал-Кимеки, географ ал-Идриси говорит о 16 кимекских городах, 9 из которых находились в бассейне Иртыша. Средневековые источники свидетельствуют о социальной дифференциации общества, о налоговых сборах, о наличии древнетюрк­ской письменности.

В начале XI в. Кимек­ский каганат распался. В ходе этих событий кипчаки стали наследниками государства кимеков. Политическое значение кипчаков возросло после включения в их ханство земель огузов на Сырдарье, в Приаралье и Прикаспии. Образование Кипчакского ханства на территории Казахстана в XI-XII вв. знаменовало собой становление кипчакской эпохи как завершающего этапа развития древнетюркского историко-культурного комплекса.

Во второй половине XI века политическая гегемония кипчакской военно-племенной знати распространилась на огромную территорию от Иртыша до Днестра. В XII в. с кипчакским фактором связывалось представление как о самом многочисленном из всех тюркских народов и самой обширной области их расселения. Кипчакское ханство, занимавшее столь значительные земли, было разделено на два этнотерриториальных объединения - Восточнокипчакское и Западнокипчакское. Рубежи между ними проходили по реке Итиль. Восточнокипчак­ское ханство в пределах Казахстана продолжило развитие древнетюрк­ской государственности в рамках степной цивилизации.

В первой половине XIII в. все земли, находившиеся под влиянием кипчаков, вошли в состав Монгольской империи. Улус Джучи был создан в пределах Дешт-и-Кипчака. Выверенная стратегия привела к присвоению родом Чингисхана всех прерогатив политической власти в Дешт-и-Кипчаке. Кардинальные политические изменения, однако, не повлекли за собой столь же радикальных трансформаций во всех областях общественной жизни. Верховенство монголов не смогло остановить развернувшегося соперничества в духовной и материальной сферах двух сил - пришлой и автохтонной. Постепенно монгольская знать и ее окружение поглощались и ассимилировались в тюрк­ской кипчакской среде. В противоборстве двух культур - монголь­ской и кипчакской - восторжествовала вторая, более развитая. Тем самым кипчакские культурные и духовные традиции в языке, религии, письменности, нравах и обычаях возобладали над монгольскими. На этой почве реалии, связанные с государственным устройством и этнокультурной ситуацией кипчаков, проявились в государстве Ак Орда. Оно стало первым государственным образованием на территории Казахстана после монгольского периода и было основано на кипчакской государственной структуре. Лишь власть принадлежала ассимилировавшимся среди местного населения чингизидам. Ак Орда стала предтечей Казахского ханства.

Вхождение формировавшейся казахской народности в разные государства - Ак Орду, Ханство Абулхаира, Моголистан, Ногайскую Орду и Сибирское ханство, беспрерывные войны, междоусобицы чингизидов и знати вкупе с нараставшей внешней агрессией приводили к мысли о необходимости объединения этнически близких групп в единое государство. Эти обстоятельства стали причинами создания собственно казах­ского государства.

Этнополитические и социально-культурные процессы на территории Казахстана в XIV-XV вв. стали итогом возникновения Казахского ханства в 1465 году. Первыми казахскими ханами были Керей и Жаныбек. Борьба ханов за власть над Восточным Дешт-и-Кипчаком развернулась в основном в области Туркестана. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в годы правления хана Касыма (1512-1523 гг.). Его границы расширились до бассейнов рек Урала и Сырдарьи, на северо-востоке простирались за озеро Балхаш. Впервые были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена. Число подданных Касым-хана определялось в 1 млн человек. При последующих ханах - Хак-Назаре (1538-1580 гг.), Тауекеле (1586-1598 гг.), Есиме (1598-1628 гг.), Тауке (1628-1718 гг.) - Казахское ханство было централизованным государством, единым политическим организмом, игравшим заметную роль в Центральной Азии. Государственность консолидировала народность, формировала и укрепляла целостность этнической территории, развивала духовную и материальную культуру казахского народа.

Традиционная государственная власть в Казахстане была ликвидирована в XIX в. Россий­ской империей.

Комментарии

Author Derntyslync
Редактировать / Удалить/ Цитировать
17-сен-2015, 12:53

Конечно. Я согласен с Вами.

---

Кино Триллер а также

Author Terencslync
Редактировать / Удалить/ Цитировать
17-сен-2015, 15:29

Прошу прощения, это мне не подходит. Кто еще, что может подсказать?

---

Кино Комедия а также