СРЕДА, 15 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
11802 2-04-2015, 09:38

Чем вызван религиозный бум в Казахстане?


В нашей стране стремительно растут показатели религиозности среди молодежи. По разным данным, верующими себя считают более 70% молодых казахстанцев. Насколько это хорошо или плохо для молодого светского государства, понять пока сложно. Тем более что страна еще не готова адекватно отвечать на массовые религиозные запросы своих граждан.

 

О растущем интересе населения к религии говорят многочисленные эксперты, исследования, соцопросы и публикации в СМИ. Правда, зачастую это голые, не подкрепленные глубоким анализом цифры. Вычислить, насколько серьезно и в каком количестве казахстанская молодежь увлечена религией, на самом деле сложно, так как степень их религиозности достаточно разная: кто-то совершает ежедневный пятикратный намаз и строго держит пост, кто-то ограничивается пятничной молитвой и жертвоприношением, а кому-то достаточно просто верить, особо не вдаваясь в детали.
Месяц назад аналитическая группа "Кипр" провела "круглый стол" на эту тему. В ходе обсуждения эксперты назвали три вида религиозности среди казахстанской молодежи: осознанный, то есть полное/частичное погружение и рациональное/осмысленное следование религиозным догмам; выборочный - выполнение обрядов, не требующих затрат сил, времени, финансов; "модный" - под веянием времени, окружения, жизненных трудностей и т.д. Эти три типа молодых людей, по мнению наблюдателей, объединяет одно - потребность в духовности. Именно поэтому религия становится неотъемлемой частью их повседневной жизни.
Впрочем, не надо быть большим специалистом, чтобы оценить происходящее, особенно когда на улицах твоего города появляется все больше мечетей, халал-заведений, девушек в закрытой одежде и бородатых парней. Это уже становится чем-то привычным, обыденным, хотя и не совсем понятным. К примеру, истерия против "хиджабомании" в нашей стране длилась недолго, однако отношение населения к ней осталось неоднозначным. Мало кто вообще понял, насколько все эти религиозные атрибуты обязательны для верующего, стоит ли к ним прибегать или можно воздержаться. А ведь это самые простые вопросы, на которые должны давать ответы наши священнослужители. Мы уже не говорим о более тонких нюансах ислама. Игнорировать их - все равно что толкать молодежь в руки радикальных псевдорелигиозных структур, которые, кстати, никогда "не спят"...
В отличие от радикалов, готовых ради идеи пожертвовать даже жизнью, наши имамы и муллы ведут размеренный образ жизни, часто увлекаются актуализацией среди своей паствы второстепенных абстрактных вопросов - вместо того, чтобы обращаться к серьезным и реальным проблемам общества. Своим поведением они больше напоминают чиновников, нежели людей, призванных "сеять разумное, доброе, вечное", а в отношении прихожан проявляют высокомерие и ханжество. Как правило, у большинства из них низкий уровень коммуникабельности и кругозора, отсутствует высшее духовное образование, знание светских наук. Это связано в том числе и с тем, что местная традиция подготовки и воспитания религиозных кадров была прервана в советское время, и сегодня имамы - это в основном недавние выпускники духовных вузов, не имеющие элементарного житейского опыта, не говоря уже о мудрости.
Сегодня у нас в гостях теолог Марат Смагулов, с которым мы поговорим о том, почему не проходит мода на ислам, в чем ее плюсы и минусы, и какие меры необходимо предпринять, чтобы современная молодежь получила правильные ориентиры.
- Марат Аманжолович, с чем связан религиозный бум в Казахстане? Что толкает нашу молодежь на то, чтобы массово принимать ислам?
- Здесь все просто. Молодые люди стремятся узнать свои корни, а они связаны с религией. Поэтому молодежь принимает религию своих предков. Их интерес подстегивает еще и то, что предыдущие поколения были воспитаны на идеологии атеизма.
Сегодня большинство власть предержащих - это люди, воспитанные на коммунистических идеях. Поэтому власть в целом с опаской относится к тенденции повышения интереса молодежи к религии. Но не следует этого бояться или запрещать. Напротив, необходимо направлять ее в нужное русло традиционного ислама. Пожалуй, сейчас это единственный правильный подход...
- Усиление степени религиозности молодежи - это положительная или негативная тенденция с точки зрения общества и государства?
- На мой взгляд, позитива здесь больше, чем негатива. Молодежь, при¬коснувшаяся к духовным ценностям, будет адекватной и богобоязненной. Даже придя во власть, она будет иметь внутренний стержень и не станет гнаться за легкими деньгами, "откатами" и сиюминутным обогащением. Государство только выиграет от честных перед богом, собой и народом чиновников. Думаю, что все люди, независимо о того, какой религии они придерживаются, будут только рады таким государственным деятелям. Этого добивается и наш президент. Потому что сам он как лидер нации является духовным лидером всего нашего народа.
В этом году в Астане пройдет пятый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Все ждут принятия важных решений. Ведь проблем, связанных с мусульманскими странами, накопилось предостаточно. Это и геополитические сложности в исламском мире, когда суннитов стравливают с шиитами, и стремление врагов ислама использовать молодых мусульман в своих меркантильных интересах, разделяя их на секты и движения...
- Понятно, что в силу еще не сформировавшегося до конца мировоззрения молодые люди часто оказываются под влиянием радикальных структур. Что в этом плане неправильно делают служители наших мечетей? Какие ошибки допускают?
- Об этом должны говорить аналитики. Я как теолог хочу поднять вот какую проблему, и, на мой взгляд, она самая важная. Сегодня 90% молодых людей, уходящих в различные радикальные течения, - русскоязычные. Это конкретный факт, и нужно отталкиваться именно от него.
Мы должны привлекать молодежь, а не терять ее. Поэтому я считаю, что имамам в городах необходимо проводить проповеди на двух языках - казахском и русском. Это требование времени. Ведь не получая вопросы на свои ответы в мечетях, молодые люди, зачастую грамотные и владеющие иностранными языками, ищут информацию в Интернете. Там они нередко становятся жертвами "интернет-шейхов", которые могут, будучи "анонимами", пропагандировать все что угодно и кому угодно. Эта проблема сейчас стоит очень остро и служит причиной оттока молодых людей из мечетей.
К сожалению, муфтият до сегодняшнего времени проводил проповеди исключительно на казахском. Многие имамы не владеют русским языком, поэтому не идут на контакт с молодежью. При этом они хотят держать ее под контролем с помощью госструктур, каких-то бюрократических процедур. Это неправильно. Нельзя во всем полагаться на силовые методы. Закручивание гаек даст обратный эффект. Мы уже видим, как наши молодые казахстанцы участвуют в чужих войнах...
- А почему система двуязычной проповеди так долго идет в наши мечети?
- Просто у нас бытует мнение, что в мечети все обязаны говорить на казахском языке. И все!
Но нельзя забывать, что наша страна - многонациональная, что в ней проживает много людей, нуждающихся в проповедях о традиционном исламе ханафитского толка на русском языке. Это в том числе мусульмане других национальностей. Мы должны учитывать их интересы тоже. Не надо слушать аксакалов, которые якобы не понимают по-русски (все они смотрят сериалы дома на русском языке и все прекрасно понимают). В свое время именно они заставляли своих детей учиться на русском языке, чтобы те могли идти вверх по служебной лестнице, а сейчас требуют обратного.
- Что-то в этом направлении делается?
- При участии муфтия открыты русские отделения в религиозных учебных заведениях. Они будут готовить необходимых специалистов.
Конечно, пока мы серьезно отстаем в этом плане. Думаю, примером здесь могли бы послужить татарские богословы, которые ведут проповеди на двух языках и участвуют в дискуссиях не только среди мусульман, но и с представителями других конфессий и со светскими деятелями.
Сейчас в ДУМК образован новый Совет ученых (Гуламалар кенесi), куда пригласили и меня. Я был удивлен, когда обнаружил, что предыдущий Совет ученых при бывшем муфтие не принял ни одного документа - даже протоколов собраний нет. Это большой минус в плане развития правильного ислама и помощи мусульманам в нашей стране.
Настораживает и то, что в Казахстане существуют мечети, где молодые салафиты сами по себе, а имамы сами по себе. Нужно поддержать начинания муфтия по сближению и объединению мусульман в один джамаат. Пожалуй, это самая актуальная задача на сегодняшний день.
Еще в 2010 году были сообщения о том, что православная церковь начала проводить проповеди и выпускать литературу на казахском языке. А нам, как говорится, сам бог велел доносить до людей истину на тех языках, которые они воспринимают. Мы, казахи, всегда отличались мудростью. Сказываются наш степной менталитет и гены предков. Поэтому, я уверен, мы справимся с любыми проблемами. Надо только захотеть.

Комментарии

Author Гани
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-апр-2015, 12:38

Главное, чтобы это истинная религия была, которая несет мир. И живет в сердце человека, а не показ или чересчур когда перегиба тоже плохо.

Author Max
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-апр-2015, 18:04

Одной из причин считаю, что бум вызван информационной открытостью и легкой доступности религиозных учреждений

Author Читатель
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-апр-2015, 10:18

Основа классификации частота религиозных обрядов или влияние окружения? Эксперты, где логика?: «В ходе обсуждения эксперты назвали три вида религиозности среди казахстанской молодежи: осознанный, то есть полное/частичное погружение и рациональное/осмысленное следование религиозным догмам; выборочный - выполнение обрядов, не требующих затрат сил, времени, финансов; "модный" - под веянием времени, окружения, жизненных трудностей и т.д.»
Президент – глава исполнительной власти в светском государстве. Общим духовным лидером может быть клерикал в религиозном государстве: «Потому что сам он как лидер нации является духовным лидером всего нашего народа»
Откуда взят конкретный факт, из какого исследования какого института?: «Сегодня 90% молодых людей, уходящих в различные радикальные течения, - русскоязычные. Это конкретный факт, и нужно отталкиваться именно от него»
Вменяемые журналисты, берите пример с Познера, который хоть полемизирует со своими собеседниками, а не транслирует их ересь без всякого критического осмысления.

Author svet-v-mir
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-апр-2015, 12:59

Теолог Марат СМАГУЛОВ - Необходимо направлять молодежь в нужное русло традиционного ислама.

===================

Не нужно !

Ибо от этой "мирной" религии в мире одни только террористические проблемы !

Казахам этого не надо !

Author SKBU
Редактировать / Удалить/ Цитировать
04-апр-2015, 07:26

Грамотная статья. Да, согласен, больше информации на руссом надо.

Author Nazi
Редактировать / Удалить/ Цитировать
09-апр-2015, 17:06

Цитата: svet-v-mir
Теолог Марат СМАГУЛОВ - Необходимо направлять молодежь в нужное русло традиционного ислама.

===================

Не нужно !

Ибо от этой "мирной" религии в мире одни только террористические проблемы !

Казахам этого не надо !

Не нужно?! Как можно делать такие заявления? Обществу не нужна духовность? Но ведь это фундамент, на котором это самое общество и строится. Без духовности мы станем животными. Даже хуже - монстрами, убивающими себеподобных. Написавшему, что казахам не нужен ислам, просто не имеет никакого представления ни об исламе, ни о казахской истории. Утверждать, что от ислама только террористические проблемы - это самая настоящая провокация.
Статьи, подобные этой, очень полезны. В простой и доступной форме рассказно о важных вещах. Спасибо. Жду продоолжения бесед с этим теологом.

А я уже читал статьи этого теолога Смагулова.В нете они есть. Не буду врать что большой знаток в религии. Много сложных и непонятных вещей там. Но его статьи понятным языком написаны. Лехко читаются. и тот кто хочет че то узнать, сможет много чего узнать от него.

Author Lord
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-апр-2015, 12:10

Ислам должен быть цивильным, молодежь надо учить и направлять в правильном направлении