СУББОТА, 14 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА
6867 27-03-2015, 00:30

Афганская война: ее уроки и осмысление


Эта война, длившаяся почти десять лет и оставившая глубокий след в сознании современников, особенно народа Афганистана и населения стран СНГ, еще долго будет приковывать внимание аналитиков, историков, писателей, в том числе и ветеранов-"афганцев".

 

Есть ощущение, что та война стала одной из причин распада СССР. Финансовые траты на нее оказались не по плечу даже такой огромной державе и в значительной степени подорвали ее экономику (наряду с резким падением цен на нефть, что, по оценкам многих экспертов, было спровоцировано ответными действиями Запада - оппонента СССР в "холодной войне", резко усугубившейся после ввода войск в Афганистан). Неутешительные итоги морального характера отрицательно сказались на психологическом состоянии общества. Советский народ в основной своей массе уже тогда начал понимать, что война эта неправедна, ее обоснование "интернациональной помощью братскому афганскому народу" двулично и лживо. Наиболее же продвинутые люди осознавали, что ничто не может оправдать ввод войск одной страны на территорию другой с захватом власти, изменением социально-политических институтов, перекройкой устоев, убийством президента и т.д. История показывает, что такие экспансионистские действия, пусть даже продиктованные благими намерениями, закладывают базу для многолетнего хаоса в целых регионах, в том числе и для гражданской войны с ее ужасными последствиями. Что и приходится сегодня наблюдать на примерах Ирака, Ливии, Сирии и других стран.
Советский Союз распался. Афганистан как единая страна продолжает существовать. На что может рассчитывать его народ после десятилетий кровавых сражений? Заглянем в изданную недавно издательством "Атамура" книгу ветерана афганской войны, бывшего бойца так называемого "мусульманского батальона", ныне депутата мажилиса парламента РК Бахытбека Смагула. "На данный момент в Афганистане проживают около 31 миллиона человек. 40 процентов из них пуштуны, 30 процентов - таджики, 10-12 процентов - узбеки, 3-4 процента - белуджи, шараймаки, муританы, кыргызы, арабы, нуристаны, казахи, пашаи, памирцы, индусы. Таджики - второй после пуштунов по численности народ в Афганистане" (Бахытбек Смагул. "Король Панджшера", с. 37).
Приведенные данные заставляют задуматься. Если мне не изменяет память, в 1979-м, на момент начала войны, в этой стране проживало чуть более 16 миллионов человек. Сейчас в два раза больше. Значит, несмотря на многочисленные потери, население продолжает расти и ныне превращается в большой народ. О распаде Афганистана по национальным анклавам и общинам пока говорить не приходится. Согласно официальной статистике, безвозвратные потери Советской армии составили 14 453 человек. Цели же, которые преследовала военная политика и стратегия вождей СССР в отношении Афганистана, в основном не были достигнуты.
Автор книги "Король Панджшера" напряженно размышляет над нравственными уроками афганской войны. В накале этих мыслей и чувств - драматизм книги, ее захватывающая сила. В частности, Бахытбек Смагул пишет: "На Родине уже в мирное время порой нам пришлось столкнуться с непониманием и слышать упреки: "Ведь вы были в Афганистане как завоеватели!" От таких слов сердце словно замирало, а жгучая обида пламенем обжигала душу" (с. 70-71). Сомневаться приходится каждому ветерану афганской войны, и не их вина в этом. Правильно замечает автор книги, что солдаты и офицеры, входившие в ограниченный контингент советских войск, не могут нести ответственности за последствия войны. Они выполняли приказы командования. Попробуй какой-нибудь солдат или офицер тогда ослушаться приказа. Он же дал воинскую клятву, присягнул на верность Родине. Не нужно объяснять, что влечет за собой неповиновение командирам или уклонение от воинского долга. Тем не менее, у человека есть душа, беспокойное сердце, и солдат не может не задумываться о том, что произошло в Афганистане, что было сотворено там его руками. Бессонные ночи в раздумьях, теребящий голос совести, мысли о бесчисленных жертвах афганской войны, сцены гибели боевых товарищей…

Напряженная, болевая, по-человечески понятная эмоционально-нравственная струя данной книги делает повествование исповедальным, откровенным.
Ответственность перед историей, перед мирными народами, если хотите, перед Богом, несут люди, задумавшие и спланировавшие эту войну, осуществившие ее. Речь идет о политических вождях и руководителях СССР, которые принимали решение о вводе войск. Эта мысль почти успокаивает тебя. Почти… А что если от твоей руки там, в Афганистане, погиб безвинный человек? И в немолодые уже твои годы углубляющаяся религиозность не умиротворяет твою память, а обостряет и осложняет осмысление прожитого. В этой непростой душевной борьбе нечто произрастает в тебе, нравственное страдание глубже открывает бездну бытия. И ты понимаешь, что твой враг по ту сторону фронта мог оказаться таким же, как и ты, человеком, быть может, даже нравственно и интеллектуально более развитым, чем ты, ведь его несчастный, истерзанный народ не был прикрыт щитом империи. Колоссальные жертвы его народа, ежедневные сцены несчастий войны превратили его в мыслителя, но не мстителя. Быть может, самые сильные страницы книги - это повествование от имени афганского полковника Уахиддина Панджшери, бывшего сподвижника знаменитого Ахмад шах Масуда. Его глазами мы видим перипетии войны, его сердцем мы познаем суть бедствия, открываем для себя неутешительные итоги. И понимаем, что никуда не деться от простой истины, что по ту сторону фронта против тебя воевал не дьявол, а обычный человек, защитник Родины. Слова душман, дух - ярлыки, придуманные в ходе войны, лукавые маркеры, исподволь снимающие с сердца груз вины.
Есть в книге особая тема - казахская. Дело в том, что в Афганистане воевали десятки тысяч казахстанцев. В Капчагае был сформирован так называемый "мусульманский батальон", то есть отдельный отряд специального назначения под кодовым номером 177. Изучение истории этой войсковой части дает возможность не только выстроить историю казахстанского спецназа, нашедшего свое достойное место в структуре Вооруженных сил РК, но и проанализировать отдельную тему - традицию воинских навыков и умений казахов - исконных наследников тюркской конно-кочевой цивилизации. Эта тема важна для Бахытбека Смагула. При этом подчеркивая роль батыров средневековья, а также героев ХХ века Бауржана Момышулы, Касыма Кай¬сенова, выявляя значение батыра нового времени Кара-майора (Бориса Керимбаева, командира 177 отдельного отряда специального назначения), автор книги не уходит целиком и полностью в национальную сферу. Он показывает ратные подвиги и других бойцов-казахстанцев, среди которых были русские ребята, украинцы, белорусы, уйгуры… И это делает ему честь.
Конечно, главная цель книги - показать мужество, талант, находчивость Кара-майора (Бориса Керимбаева), за чью голову Ахмад шах Масуд пообещал миллион американских долларов. Военные знания, продуманная тактика, хорошая разведка, знание местности, характера и сил противника, действия, направленные на максимальное сбережение жизни своих бойцов, привели к тому, что Кара-майор длительное время удерживал стратегический район, захваченный советскими войсками - Панджерское ущелье. Причем не только удерживал, но и смог склонить к переговорам полевых командиров, в том числе самого Ахмад шах Масуда.
Борис Керимбаев - один из немногих советских командиров на той войне, сумевших снискать подлинное уважение афганского сопротивления. Его отряд был в числе тех подразделений, которые понесли наименьшие потери в ходе десятилетней войны. В своей книге Бахытбек Смагул показывает не только историю этого отряда, но и значение его опыта, которое потом было использовано в процессе создания частей специального назначения в составе Вооруженных сил РК. Говоря иными словами, важный аспект философии данной книги - показать, что уроки той трудной войны, ее военный и психологический компонент не пропали даром, они были изучены и учтены при создании Вооруженных сил независимого Казахстана.
Эта книга имеет и важное воспитательное, военно-патриотическое значение. Данный аспект был выделен и подчеркнут в предисловии доктором военных наук, профессором Кимом Серикбаевым. Книга, написанная со знанием дела, пропущенная через сердце и душу участником грозных военных событий, не может не учить полезному и нужному молодое поколение, ибо несет в себе уроки правды.
Остается добавить, что текст книги Бахытбека Смагула был переведен на русский язык мною, преподавателем Казахского национального университета им. аль-Фараби, где подобная литература целенаправленно используется в образовательном и воспитательном процессе в рамках программы "100 книг".

Комментарии