ПОНЕДЕЛЬНИК, 6 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
8208 30-01-2015, 01:30

Ислам после "Шарли Эбдо"


Тема "Шарли Эбдо", на несколько недель затмившая собой все остальные события, постепенно сходит с газетных полос и телевизионных эфиров. Волна массовых акций протеста против карикатур на пророка Мухаммеда, прокатившаяся по всему миру, тоже пошла на убыль. Всеобщую истерию сменяет трезвое осмысление ситуации и желание понять, какой будет новая религиозная картина мира...

 

Сегодня мы не станем разбирать причины убийства французских журналистов и искать виновных. Тем более что все это лишь домыслы - истинные мотивы и имена заказчиков вряд ли будут раскрыты общественности. Вместе с нашими экспертами мы попытаемся понять, каким будет будущее исламского мира после "Шарли Эбдо" и чем может обернуться оскорбление религиозных чувств мусульман, коих в мире сегодня насчитывается более 1,5 миллиарда человек.
К слову, по разным прогнозам, уже через пару десятков лет именно ислам станет доминирующей религией в мире, в том числе и в странах Европы, где христианское население стареет, а среди молодежи находится все меньше желающих исповедовать эту религию, в том числе из-за отсутствия связи ее с реальной жизнью.
Наряду с этим стремительно растет популярность ислама. И как это ни парадоксально, парижская трагедия сыграла в его пользу, став мощным толчком к объединению и укреплению мусульманского мира, усилению его влияния на мировую политику. Она заставила миллионы людей пересмотреть свое отношение к истинному исламу, научила отличать его от радикального исламизма, обратила внимание всего мира на духовные ценности мусульман, пусть даже многие и не хотят в этом признаться.

 

Мурат ТЕЛИБЕКОВ,
руководитель Союза мусульман Казахстана:
"Мусульманский мир не понес потерь от "карикатурной атаки"
- Нельзя убивать людей лишь за то, что они говорят неприятные вещи. Даже если они несут всякий вздор. Даже если они пропагандируют расизм, ксенофобию и отрицают холокост. Даже если это журналисты. За это их можно посадить в тюрьму или наложить крупный штраф. Кстати, теперь к этому перечню следует добавить - за оскорбление религиозных чувств. В противном случае мир сойдет с ума. Впрочем, Франция уже на пороге помешательства. 6 миллионов мусульман и 10 миллионов христиан бессильны остановить глумление над религиозными святынями. Остальные 6 миллионов французов готовы ценой жизни отстаивать право на подобные оскорбления. Для них это важно. Без этого они как без воздуха - задыхаются. Как примирить две враждующие стороны?
Мусульманский мир не понес больших потерь от "карикатурной атаки" французских СМИ. Религия, которая благополучно прошла сквозь жестокие испытания на протяжении полутора тысяч лет, имеет достаточный запас прочности. "Шарли Эбдо" - это всего лишь маленький эпизод в истории ислама. Серьезный урон в результате этого инцидента был нанесен, прежде всего, репутации европейского сообщества, и, в первую очередь, самой Франции.
Наблюдая по телевизору многотысячную демонстрацию протеста в центре Парижа, я недоумевал. Толпы людей скандировали: "Я - Шарли!". Многие поднимали авторучки и карандаши в знак солидарности. Я не верил своим глазам. Внимательно вглядываюсь в лица парижан. Почему они так грубо и примитивно рефлексируют?! Неужели и вправду полагают, что удар был направлен против свободы слова и демократии?! Для меня это был момент истины. Франция медленно сходит с ума...
Ну, хорошо, допустим, что преобладающая часть французов - это весьма ограниченные, недалекие люди. Может быть, президент страны продемонстрирует мудрость государственного деятеля?! Устремляю взгляд на президента Олланда. Но тот бесконечно повторяет одно и то же: "Свобода слова! Защитим демократию!". Я разочарованно опускаю взгляд. Франсуа, дружище, ты о чем? Страна на грани братоубийственной войны. Как отец нации ты призван примирить враждующие стороны, подняться над суетой и животными инстинктами. Но вместо этого как попугай бездумно вторишь толпе.
Кстати, о демократии и свободе слова. Если бы мишенью террористов была свобода слова, то нападению подверглись бы такие известные издания, как "Фигаро", "Паризьен", "Монд", "Франс-Суар" и "Либерасьон", пользующиеся огромной популярностью в стране. Именно эти газеты можно по праву назвать рупором свободы и демократии. А "Шарли Эбдо" - весьма скромный малозаметный журнал, о существовании которого многие французы и не подозревали.
Значит, террористов на преступление толкнуло что-то другое? Почему я задаю этот вопрос? Потому что для меня важно понять причины трагедии, чтобы не допустить подобного в будущем. Почему таким вопросом не задаются французы? Для меня это остается загадкой. Почему следователь, занимавшийся расследованием убийства журналистов, вдруг неожиданно покончил жизнь самоубийством? Необъснимо.
Да, несомненно, гибель журналистов - это трагедия, преступление, достойное осуждения. Но ведь дело обстоит гораздо сложнее...
И вот еще какая мысль пришла мне в голову. А если бы в сбитом над Украиной "Боинге" были исключительно только французы, какой была бы реакция Франции? Вышли бы на улицы Парижа сотни тысяч людей? Какие у них в руках были бы лозунги? Ведь неизвестно, кто сбил лайнер? Против кого они будут протестовать? Против компании "Боинг"? Против господа бога?! Против всего человечества?!
Сдается мне, что французы просто озадаченно почесали бы затылки, и не более того. А чего им беспокоиться? Ведь на свободу слова никто не покушался. А то, что погибла пара сотен людей, так это чепуха! И не такое бывало в истории страны. Главное, чтобы свободу слова никто не ограничил. Ибо нет ничего важней для француза, чем свобода слова!

 

Асылбек ИЗБАИРОВ,
заведующий отделом Института современных исследований при ЕНУ им. Л.Гумилева:
"Я - ШАРЛИ" - ЭТО КРИК БЕЗЫСХОДНОСТИ"
- Оскорбления ислама, религиозных святынь и личностей со стороны отдельных категорий населения Европы и США повторяются систематически, из года в год, особенно нападки на пророка Мухаммеда, так как это самое болезненное место для любого мусульманина. Подобная исламофобия части европейцев не может нас радовать, так как мы тоже являемся мусульманами и переживаем за нашу религию.
Я считаю, что организация антиисламских манифестов чревата непредсказуемыми последствиями, конфликтом между представителями различных верований. Среди мусульман бытует мнение, что за этими акциями может стоять только одно - намеренное медленное втаптывание в грязь исламских ценностей и постепенное приучение мусульман к смирению с этим. Упорное повторение оскорбительных действий в адрес ислама приводит к тому, что подобное мнение среди мусульман становится доминирующим.
Кроме того, они считают, что нападки на ислам отражают чувство злобы у морально деградирующей Европы от беспомощности перед молодой, но прогрессирующей религией. Не секрет, что Западная Европа занимает одну из лидирующих позиций в мире по распространению ислама, хотя традиционно местное население придерживается христианства. То есть "Я - Шарли" - это крик безысходности. Европа открыто демонстрирует свою неприязнь к исламу, маскируя страх перед ним - именно так сегодня рассуждает часть мусульман.
Это лишний раз доказывает присутствие двойных стандартов в политике Запада как демократического общества, где вроде бы личность должна быть неприкосновенна. В конце концов, каждый человек волен сам выбирать религию и веру. Зачем по этому поводу волноваться правительству и участвовать в антиисламских манифестациях? Подобными шествиями они сами дискредитируют себя как поборников демократии и светских ценностей.
История помнит, как когда-то Европа столкнулась с исламом Кордовского халифата. Трехсотлетнее соседство с исламом на европейском континенте привело к тому, что этой религией прониклись такие территории, как Сицилия, южная Италия, Испания. Цивилизация ислама дошла до Англии, Франции, Греции, Швейцарии, Албании, даже в Германии нашли отголоски его влияния. В поддержку мусульман на днях даже высказалась канцлер Ангела Меркель, напомнив, что "ислам - часть Германии" (там проживает более 4 млн. последователей ислама).
Сегодня мы являемся свидетелями второй волны прихода ислама в Европу. И я уверен, что европейская интеллигенция еще скажет свое слово в пользу ислама. Возможно, мы еще увидим яркие исторические события на земле, где с давних лет идет спор между религией и прогрессом. Причем это обязательно будет связано с исламом - цивилизованной и прогрессивной религией науки и человечности, а не с терроризмом, как привыкли ассоциировать ее некоторые граждане Европы.
Другой вариант - необдуманная политика стран Европы может привести к большим проблемам в регионе. Поднимая антиисламские настроения, Европа втягивает себя в так называемую трясину тяжких взаимоотношений с представителями крайних взглядов в исламе, для которых главным приоритетом является борьба с неверными любым способом. Она сама провоцирует эти действия. Отдельные европейские политики, отворачиваясь от диалога и толерантности, сознательно идут на разжигание межконфессиональной розни. Вместо пути знаний о религии, диалога и толерантности они выбирают путь агрессии и враждебности.
Радикализм всегда будет порождать только ответный радикализм, это законы физики. Как мы знаем, крайние формы радикализма присутствуют во всех религиях, в том числе и в христианстве. Вспомните Брейвика, который совершил крупнейший теракт в истории Норвегии, убив 77 человек...
Задача представителей духовенства любой религии - это не допустить, чтобы люди выбросили книги и взялись за оружие. Пока "стреляют" книги - оружие будет молчать. Когда будут стрелять пушки - книги уже не помогут.
Со стороны мусульман авторитетное мнение должны выражать исламские ученые (улемы), которые на основе правильных знаний смогут донести постыдность подобных поступков. Мусульмане должны знать историю и поступать так, как свое время поступали сахабы (сподвижники пророка), являющиеся ориентирами для всех суннитов.

 

Еркин БАЙДАРОВ,
ведущий научный сотрудник Института востоковедения Комитета науки МОН РК:
"В ответ на эти оскорбления будут новые жертвы"
- То, что произошло в Париже в самые первые дни 2015 года, конечно же, подлежит осуждению. Убийство людей, пусть даже вызвавших карикатурами гнев верующих, не может служить оправданием случившегося. В то же время такой принцип западной демократии как свобода слова, свобода самовыражения, не дает никому права не считаться с чувствами миллионов человек и не освобождает граждан от ответственности за свои действия.
Одним из главных постулатов ислама, как известно, является запрет изображать пророка Мухаммеда где бы то ни было. Зная это, тем не менее, редакции некоторых зарубежных изданий идут на такие провокации. А ведь некоторые из карикатур действительно на грани фола и вызывают отторжение у многих людей. Такие действия нужно пресекать на правовом уровне, но только не убийством. Ведь убийство является самым тяжким грехом во всех мировых религиях.
Поэтому лозунг манифестантов "Да - свободе самовыражения, нет - провокациям!" справедлив. И массовые выступления в странах Африки, Азии и Ближнего Востока, когда люди различных вероисповеданий вышли на улицы, чтобы выразить свое негативное отношение к публикациям в западных СМИ карикатур на пророка Мухаммеда, говорят о том, что жители этих стран хотят уважения к своим религиозным чувствам.
К сожалению, такие действия западных журналистов продолжаются на протяжении вот уже нескольких лет. Это можно назвать "игрой с огнем". Понятно, что в ответ на эти оскорбления будут новые жертвы. Нападки на исламские ценности ни к чему хорошему не приведут, а только добавят новые проблемы в дихотомию Запада и Востока.
Говоря о будущем исламского мира, следует отметить, что ислам как конфессиональная сеть, характеризующаяся открытостью, возможностью свободного расширения, высокой адаптивностью к меняющимся условиям, а также отсутствием жесткого центризма, иерархий и сложных механизмов принятия решений, имеет довольно хорошие перспективы развития в современную эпоху.
Так, в качестве альтернативной модели глобализации некоторые мусульманские авторы предлагают установление мирового порядка, основанного на исламских ценностях, так как исламский мир не приемлет западные либеральные стандарты, возведенные в ранг общечеловеческих. Народы мусульманских стран не могут смириться с унифицированным подходом к человечеству, лишающим их собственных традиций, обычаев, религиозных ценностей. Существуют расхождения и в понимании ценностей культуры: многое из того, что навязывается идеологами глобализации, ислам принять не может.
Поскольку существенной характеристикой ислама является общественное право, каждое измерение глобализации (производственно-экономическое, социальное, политическое, культурно-цивилизационное и др.) следует рассматривать с точки зрения исламских законов. В исламе есть определенная экономическая доктрина с набором ценностей, не позволяющих принимать никакой экономической доктрины, основанной на автономии человека от божественного порядка. В нем есть также политическая доктрина с собственными основаниями. Разумеется, ислам отрицает некоторые политические концепции (расизм, империализм, насильственное навязывание политического режима и др.) и принимает другие. Поэтому исламский мир вовлечен в процесс глобализации, особенно в сфере экономики, политики, безопасности, экологии, культуры. Столкновение ислама с глобализацией неизбежно, поскольку она навязывает человеку иные или вовсе противоположные ценности. В связи с этим главную задачу современные исламские мыслители видят в разработке соответствующей данным принципам экономически жизнеспособной политики, которая, являясь частью глобальных мировых процессов, одновременно бы согласовывалась с принципами религии.
С другой стороны, мы видим, что сегодня под воздействием этих процессов усиливаются культурные, идеологические, а также социально-экономические связи народов исламского цивилизационного пространства, идет формирование у мусульман транснационального политического самосознания. При этом ни одна мусульманская страна или умма (община) не может оставаться в стороне от того, что происходит в мире, а уж тем более по соседству. Идет интенсивное осмысление актуальных мировых проблем.
Естественно, народы мусульманских стран, защищая устои своей жизни, будут стремиться к тому, чтобы их общественное и государственное устройство как можно меньше походило на западное. Исламский фундаментализм как главный идеологический источник воинственного антизападничества будет усиливаться, какую бы силу Запад ни использовал против него. Проамериканские режимы в этих странах будут отдаляться от народа и могут быть им насильственно свергнуты, что мы наглядно видели на примере событий в Египте. В то же время теологический тоталитаризм - не лучшая альтернатива западной цивилизации, что опять же продемонстрировал нам Египет в связи с военным переворотом, направленным против "Братьев мусульман".
Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что согласно исламской морали (это в условиях глобализации очень важно), человек не может жить изолированно от других - не только потому, что люди сообща производят средства существования, но и потому, что чувство сообщности заложено в природе человека божественной волей. Людям остается лишь жить в любви и согласии друг с другом.

Комментарии