ЧЕТВЕРГ, 17 ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА
11229 21-01-2015, 15:55

О засилье лже-историков в Казахстане и о том, как с ними бороться


Как известно, в нынешнем году будет отмечаться 550-летие Казахского ханства. Предстоящий юбилей нашей государственности и вызванный им бум научных и псевдонаучных публикаций наводят на мысль о необходимости разработки ряда нормативных актов, касающихся национальной истории.
Фантазии на тему прошлого
Одной из мер по повышению престижа исторической науки и ответственности ученого перед обществом является принятие специального документа – Этического кодекса профессионального историка. Аналогичные кодексы давно существуют в ряде университетов Северной Америки и Западной Европы. На постсоветском пространстве подобный кодекс разработан лишь учеными Украины.
К сожалению, проблемы, связанные с этической стороной исторической науки, у нас практически не обсуждаются. Между тем сегодня, как никогда ранее, необходимы превентивные меры по ее защите от опасности фальсификации, мифологизации, коммерциализации дилетантами от науки, количество которых, наверное, уже превышает число профессиональных ученых.
Не секрет, что за годы независимости ученые степени кандидата и даже доктора наук получили лица без специального образования и опыта научно-исследовательской работы (депутаты, акимы, чиновники, экономисты, финансисты, программисты, бизнесмены и прочие дельцы), не имеющие никакого отношения к профессиональной науке. Как говорят в народе, «сорная трава растет особенно быстро». В частности, фантазиями на темы, касающиеся нашего прошлого, занимаются в основном отставные политики, пенсионеры, различные «общественные деятели», неудавшиеся ученые и прочие лица, «больные историей».
Приведу один пример. Недавно бывший руководитель верхней палаты парламента РК Омирбек Байгельди заявил в интервью (кстати, озаглавленном «Найти истину. Историю надо писать объективно») одной из газет: «Нам надо исследовать свою историю. Для чего это нужно? Для того, чтобы доказать, что корнями наш народ уходит в глубь веков, что наш народ был великим, что мы были великой империей. А это в свою очередь нужно для воспитания молодежи в духе патриотизма, чтобы она могла гордиться своими корнями».
Вроде бы все верно. Но дальше экс-спикера сената, как говорится «понесло»: «История свидетельствует, что наш народ был чрезвычайно богат, носил одежду, расшитую золотом, ел из золотых блюд, ездил в золотом седле, а правители восседали на золотом троне. Собрания проводились в золотых дворцах. А мы – потомки того великого народа. Это никакое не преувеличение, это есть историческая правда. Всему есть подтверждения. Легенды, эпосы, сказания, дошедшие до нас из глубины веков. Археологи тоже находят множество доказательств тому. Золотой человек – яркое свидетельство цивилизации высокого уровня. В разных курганах находят золотые седла, золотые кареты, в каждую карету запрягали по восемь пар лошадей, чья сбруя была отделана золотом. Какие великолепные золотые изделия! И вот эти находки напрочь опровергают внедренное в сознание современных казахов, а также мирового сообщества мнение, будто бы наши предки были дикими варварами, что они ничего не умели делать, были кочевниками. Но это далеко не так».
Наверное, великолепие парадного шатра тюркских каганов действительно поражало зарубежных гостей, таких, как византийский посол Земарх, видевший золотой трон кагана на колесах. Однако это вовсе не означает, что весь народ носил одежду, расшитую золотом, ел из золотых блюд и ездил в золотых седлах. По Версальскому дворцу в Париже или Зимнему дворцу в Санкт-Петербурге нельзя судить о благосостоянии всего общества. Как и по журналу Forbes об уровне жизни всего народа.
Далее Байгельди заявил, будто появились сведения, что Таразу около семи тысяч лет (видимо, заявка на будущую столицу, самую древнюю в мире, еще с эпохи палеолита), что наш предок Казах родился 3800 лет назад, что вождь гуннов Атилла-Едил похоронен на берегах реки Шу (теперь надо ждать паломничества венгров) и т.п.
Каких-либо документальных доказательств, подкрепляющих эти выводы, в интервью не приводится. И если вдруг они появятся в будущем, то тогда можно будет с уверенностью говорить такие вещи. А пока рано делать скороспелые и сенсационные заявления. Американский ученый Томас Кун предупреждал, что на историю нельзя смотреть как на хранилище «анекдотов и фактов, расположенных в хронологическом порядке».
Любителей старины из числа т.н. «зиялы кауым», пишущих «историю Казахстана в фельетонах», сегодня развелось немало. Так, одно время совершенно серьезно утверждалось, что известный китайский поэт эпохи средневековья Лю Бай – на самом деле наш земляк по имени Елюбай; что у Чокана Валиханова был двойник; что могила Чингиз-хана находится в Южно-Казахстанской области; что после реставрации «Золотой человек» из кургана Иссык оказался подозрительно похож на районного акима; что «случайно» нашелся чапан, который якобы носил сам хан Абылай… И таких бредней предостаточно. Как говорят во Франции, «имея чернила, кто угодно может написать что угодно».
Как следствие, массовое сознание населения сейчас перегружено более чем сомнительной исторической информацией. И, наверное, с приближением юбилея казахской государственности различных псевдоисторических публикаций станет еще больше.
Всего полвека назад, в эпоху таких великих ученых, как Е.Бекмаханов и А.Маргулан, когда функционировала знаменитая «сатпаевская» Академия наук Казахской ССР, слово «историк» звучало гордо, означало беспредельную верность научной истине, готовность на самопожертвование ради нее. Сегодня же оно настолько девальвировано и опошлено, что произносится, если и не ругательно, то с оттенком недоверия и подозрительности, в чем немалая вина самих ученых (особенно различных приспособленцев-карьеристов), не способных или не желающих принципиально отстаивать высокие идеалы своей профессии.

Этический кодекс
Существует понятие «этос науки», обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и влияющих на поведение ученого. На Западе наиболее известна концепция «нормативного этоса науки», разработанная в 1940-е годы американским социологом науки Робертом Мертоном. Как единая ценностно-нормативная структура науки, или ее этос, она выражается в системе определенных предписаний, запретов, предпочтений, санкций и разрешений, распространяющихся на деятельность как отдельного исследователя, так и научного коллектива.
Так, ученые в своих исследованиях и оценке труда своих коллег должны руководствоваться не личными симпатиями и антипатиями, а общими критериями и правилами обоснованности и доказательности нового знания, быть честными, беспристрастными и объективными. Что позволяет науке преодолевать различие и противоборство существующих в ней групп, школ, узкопрофессиональных интересов и устоявшихся традиций. Ученый в силу этических норм обязан соглашаться с любыми аргументированными доводами и выводами, даже если они противоречат его собственным убеждениям. В свод неписаных правил поведения ученого также входят самокритичность в оценке своих достижений, оригинальность исследования, независимость суждений, эмоциональная нейтральность, интеллектуальная скромность (чем не могут похвастать некоторые наши современники) и т.п.
Если говорить о профессиональных ученых-историках (а это люди, имеющие высшее специальное образование, занимающиеся профессиональной образовательной и научно-исследовательской деятельностью в вузах и научных учреждениях), то они должны воздерживаться от публикации непроверенных фактов и сведений, ошибочных оценочных суждений, сомнительных заявлений и «сенсационных» открытий, могущих бросить тень на науку. Соответственно, историки обязаны придерживаться этических и нравственных требований, профессиональных стандартов и критериев в своей повседневной деятельности, незыблемых правовых и морально-этических канонов (греч. kanon – норма, правило). Ученый не должен превращать свою научную деятельность в выгодный бизнес, стремиться к недобросовестной конкуренции, получению материальной выгоды, самопиару и рекламе в СМИ. И все это необходимо прописать в Этическом кодексе профессионального историка.
О чести и моральных принципах ученого много размышлял на склоне своих лет известный советский академик-лингвист Д.Лихачев. В статье «О науке и ненауке» он писал: «Честь ученого: не создавать не подтвержденных полностью фактами теорий, не занимать должностей, для которых недостает компетентности, не быть «личным» в своих отношениях к научным выводам и работам, не присваивать себе чужих идей, всегда точно и полно ссылаться на предшественников, не подписывать не принадлежащих тебе работ, не присоединяться к группам и группкам, не интриговать, уметь и желать различать стоящее в научном отношении от наукообразного и т.д. Необходимо создать полный кодекс научной морали. Опубликовать его. Найти способы выявления его нарушений». Этический кодекс не может быть направлен на ограничение научно-исследовательской деятельности ученого, его теоретического и методологического мировоззрения, за ним сохраняется полная эпистемологическая свобода научного творчества, умозаключений и выводов. Ученый имеет безоговорочное право отстаивать свои научные взгляды и гражданские позиции в научной среде любого уровня, в полемике с любыми научными авторитетами и т.д.
Кодекс призван четко и ясно регулировать труд ученого в универсальных и всеобщих этико-моральных демаркационных рамках, признанных всем научным сообществом. В нем также должны быть предусмотрены меры воздействия на тех ученых, которые нарушают профессионально-этические правила и принципы. Это могут быть дружественное предупреждение, обсуждение в своем кругу, специальное заявление о недопустимости девиантного поведения, даже публичное осуждение.
Разумеется, Этический кодекс профессионального историка не даст абсолютной гарантии от проникновения в нашу профессиональную среду отдельных лжеученых, но, тем не менее, станет определенным барьером на их извилистом пути в науку. Иначе она, по мнению британского философа и социолога Карла Поппера, обратится в «новый Вавилон», а «взметнувшееся ввысь здание науки обратится в руины».
Возможно, по примеру медиков, дающих клятву Гиппократа» (главная ее заповедь – «не навреди больному»), было бы оправданным принесение выпускниками исторических факультетов вузов аналогичной клятвы музе истории Клио. Кстати, историческая наука – это та же социальная «медицина», призванная «лечить» общество от ошибок прошлого, правильно ставить «диагноз» настоящему и выписывать «лекарство» для предупреждения «болезни» в будущем, чтобы она не стала хронической и не перешла к потомкам.

Нужен закон
История – это один из способов самопознания и самоидентификации любого общества, а национальная история казахского народа – главный государствообразующий фактор, который обладает консолидирующей ролью в формировании единого и монолитного общества. Поэтому, если брать весь кластер гуманитарных наук, то именно историческая должна обладать статусом государственной науки, что, по нашему мнению, должно быть закреплено в специальном законодательном акте.
В законе «О национальной истории» многовековая история казахского народа должна быть представлена как всеобщее национальное достояние, как итог коллективного труда многих поколений ученых, как квинтэссенция современных и строго научно обоснованных положений о нашем общем прошлом, настоящем и будущем. Этот закон призван отразить роль отечественной историологии в проектировании новой мировоззренческой модели «Стратегия Казахстан-2050», в становлении новой исторической культуры, нового исторического знания и новой научной истории Отечества. А также в понимании смысла и содержания патриотического акта «Мәңгілік Ел» как общенациональной идеи всего казахстанского общества, как стратегической цели в ХХI веке – переломном во многих отношениях столетии в истории человечества.
Предлагаемый закон должен, на наш взгляд, вобрать в себя все положения из иных законодательных документов, касающиеся нашего прошлого: о науке и образовании, об охране историко-культурного наследия, о государственных символах, об архивах, о наименовании и переименовании населенных пунктов и др.
К разработке этих двух важных документов – Этического кодекса и закона – можно было бы привлечь Национальный конгресс историков Казахстана как координатора исторического сообщества страны.
Также считаем необходимым учреждение специальной юбилейной медали «550 лет Казахского ханства» для награждения государственных и общественных деятелей, профессиональных ученых и работников СМИ, внесших значительный вклад в научное исследование отечественной истории, в сохранение и пропаганду исторического наследия народа.

 

Мурат АБДИРОВ,
доктор исторических наук, профессор
Университета международного бизнеса

Комментарии

Author Краткий курс истории казахов
Редактировать / Удалить/ Цитировать
21-янв-2015, 18:05

До прихода монголов, в Деште проживали кипчаки, которые находились в союзе с хорезмшахами...
Кипчаки составляли военно-политическую основу хорезмшахов…
Мать хорезмшаха Ала ад-Дин Мухаммеда II была кипчачкой,
Правитель Отрара Каирхан, убивший монгольское посольство, был кипчаком…
Самое жестокое сопротивление при защите Самарканда оказали кипчак…
Всего этого было достаточно для того, что бы всех кипчаков, мужчин и мальчиков выше оси колеса, вырезали. А женщин и девочек изнасиловали, и сделать их рабынями и наложницами…
Таков был суровый обычай степи, именно так Чингисхан поступил с татарами до этого…
Вот это потомство, от изнасилованных кипчачек, монголов по крови отцов, кипчаков по молоку и языку матери и есть основа Золотой орды…
После распада Золотой орды, узбекский улус раскололся на три части: узбеков-шибанидов, узбек-казахов, мангытов-ногайцев…
Если ногайцы и узбеки-шибаниды придерживались ислама, то узбек-казахи продолжали жить по законам степи, по законам Чингисхановой Ясы..
Все это стало причиной того, что узбек-казахов объявили неверными и против них начался газават..
Казахов вырезали объединённые исламские силы ногайцев, хивинцев, узбеков-шибанидов, а так же улусные казахи Могулистана…
В результате геноцида узбек-казахи все были вырезаны…
Казахский хан Тахирхан бежал в горы Алатау, где под его покровительство перешло большое количество киргизов, и с того момента именно эти киргиз-казахи и стали основой казахских ханов, позже к ним присоединились улусные казахи Моулистана (улус/улуз/улужуз)..
А так же тюркоязычные калмаки проживающие на Алтае и Тарбагатае...

Author Абдулла
Редактировать / Удалить/ Цитировать
22-янв-2015, 00:58

международная кризисная группа начала обсуждать кандидатуры министров КабМина

Author Алексей
Редактировать / Удалить/ Цитировать
22-янв-2015, 17:56

"Мы хорошо знаем, что сегодня Индия существует и обладает достаточным набором атрибутов государства и, хотя это уже более проблематично, нации. Но что нам делать с книгами, озаглавленными, например, «История Индии XVI в.»? Представим себе, — и в этом не будет ничего невозможного, — что этот полуостров был колонизирован наполовину англичанами, а наполовину французами. Тогда после деколонизации на полуострове наверняка возникли бы два государства. Одно из них, англоговорящее, могло бы называться, например, Дравидия, другое, франкоговорящее, — Брахмания. В этом случае мы читали бы сегодня книги под названием «История Дравидии XVI в.» или «Культура Брахмании накануне колонизации». Именно потому, что мы знаем о существовании Индии сегодня, мы проецируем это знание в прошлое. Такая практика — разумеется, не только в Индии — всемерно поощряется государственными структурами, использующими исторические мифы для легитимации нации-государства." (Иммануил Валлерстайн)

Author а
Редактировать / Удалить/ Цитировать
11-июн-2017, 18:32

Казахи это отюреченные монголы