ЧЕТВЕРГ, 19 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
6809 16-10-2014, 11:38

Чем вызвана активность спикера сената?


На протяжении последних месяца-полутора некоторые наблюдатели отмечают активизацию второй фигуры в отечественной политической иерархии - спикера верхней палаты парламента РК Касым-Жомарта Токаева.

 

С одной стороны, казалось бы, в этом нет ничего особенного, и такой бросающийся в глаза напряженный график выступлений и заявлений председателя сената по тем или иным вопросам внутренней жизни и внешней политики вполне объясним. Кому как не ему исполнять такие ответственные обязанности, учитывая еще более напряженный график работы главы государства.

С другой стороны, если вспомнить специфику нашей внутриполитической иерархии, то такая активизация одного из "небожителей" казахстанского политического олимпа не может не наводить на определенные мысли. И вызваны они не столько какими-то привычными в таких случаях конспирологическими соображениями, сколько попыткой осмыслить некоторые не совсем характерные для нашей большой политики вещи.

Возьмем, к примеру, выступление Касым-Жомарта Кемелевича на парламентской конференции ОБСЕ, которая состоялась некоторое время назад в Женеве. По сути, это была первая четко очерченная и ясно артикулированная позиция Казахстана по украинским событиям. До этого казахстанская точка зрения на этот кризис выглядела достаточно расплывчатой, а в чем-то даже несколько противоречивой.

Устами же Токаева наше государство недву­смысленно апеллировало к международному сообществу по поводу необходимости расследования военных преступлений против человечности в Украине.

Если учесть, какую позицию занимает европейское общественное мнение по поводу украинских событий, а еще точнее, по поводу роли некоторых крупных государств в этих трагических событиях, то такая постановка вопроса выглядит достаточно неожиданно. Особенно с учетом того, кто и где озвучил позицию нашей страны.

Да, можно сделать некоторую скидку на богатое дипломатическое прошлое и авторитет господина Токаева в международных кругах, но все же это не снимает всех возникающих вопросов. Тем более что он уже давно воспринимается не только и не столько как дипломат, сколько как один из казахстанских политических "тяжеловесов". Причем не просто по статусу, но и по реальному весу. Шел он к этому долгим и непростым путем практически полтора десятилетия.

Когда на исходе бурных 1990-х он был назначен премьер-министром, то многие воспринимали его как классического "технического" главу кабмина. И, наверное, это было недалеко от истины. Такое впечатление только усугубилось, когда грянул политический кризис осени 2001 года. Ведь именно он тогда был вынужден выступить в роли простого исполнителя высшей политической воли, которому поручили "озвучить" легендарный спич о "киндер-сюрпризах" казахстанской политики. По мнению одних, так начиналась легенда об отечественных "младотюрках", пострадавших за свои грезы о либеральных реформах в Казахстане. А другие полагают, что так было положено начало восхождению на отечественный политический олимп Касым-Жомарта Токаева.

В такой постановке вопроса есть большое рациональное зерно. Да, на первый взгляд, в тот момент господин Токаев смотрелся не совсем презентабельно. Но, как нам представляется, такая оценка была крайне поверхностной. Потому что это было время, когда президент страны стоял перед непростым выбором между приоритетами интересов и политической целесообразностью, между доверенными лицами и нейтральными фигурами, одной из которых на тот момент и являлся господин Токаев. Как опытный политик Нурсултан Назарбаев не мог не понимать, что доверенные лица не самые надежные проводники политической воли. И не в последнюю очередь именно по этой причине его выбор пал на Токаева - хотя тот и находился тогда на ответственной должности, но между ним и президентом существовала заметная дистанция. И чтобы сократить ее, требовалось реальными делами доказать свою преданность и право на место в элите.

Думается, некоторые представители высшего политического истеблишмента, в тот период посмеивавшиеся над, как им казалось, исполнителем Токаевым, сегодня досадливо морщатся, когда слышат его имя. Хотя бы потому, что за эти годы он трансформировался в политическую фигуру, явно способную, если того потребуют обстоятельства, действовать самостоятельно и энергично. Правда, следует четко оговориться, что момент для этого еще не созрел, а потому заметная активизация Касым-Жомарта Кемеловича должна восприниматься как нечто вроде предварительной разминки.

В этой связи вспоминается знаменитая характеристика, данная нашему герою бывшим корейским президентом Ким Дэ Чжуном примерно в тот же период - "Человек с "красивой" биографией". Так вот, следует подчеркнуть, что за прошедшие годы господин Токаев не сделал ни одной ошибки, которая могла бы поставить под сомнение такую оценку его личности. То есть человек все время шел по восходящей. И под ногами его всегда была твердая политическая платформа, но никак не головы конкурентов или трупы врагов. Такое умение в большой политике дорогого стоит, а в перспективе может стать неким лотерейным билетом, который выпадает раз в жизни.

Он не был замечен ни в одном коррупционном скандале, хотя информационные "наезды" в этом плане на него предпринимались. Не засветился он и в межэлитных войнах, которые время от времени разгораются в тенетах казахстанской политики. Более того, он едва ли не единственный представитель властной элиты, все это время стоявший "над схваткой". Он равноудален ото всех "центров силы" и людей, их олицетворяющих. Его легендарное выступление осенью 2001 года было и остается единственным случаем его личного участия в подковерных схватках. Но, по большому счету, даже такой случай может и должен считаться своеобразным шансом судьбы, который Токаев смог обратить в свою пользу. Согласитесь, что история знает немало эпизодов, когда, "мавр", сделав свое дело, просто исчезал с авансцены. А в нашем случае произошло совершенно иначе.

Анализируя жизненный и политический путь Токаева, можно с большой долей уверенности сказать, что за эти полтора десятилетия он не просто стал политическим "тяжеловесом", а может с полным на то основанием быть зачислен в условную "преторианскую гвардию" Н. Назарбаева, на которую президент может опереться без всяких страхов и сомнений. Вес и значение фигуры Токаева приобретают еще большее значение с учетом того, что ряды этой гвардии редеют по причинам физического свойства - кто-то покинул сей бренный мир, кто-то банально выпал из "обоймы" по состоянию здоровья…

Сегодня казахстанская политическая система подошла к некому рубежу, за которым дальнейшая ее консервация представляется все более проблематичной. И потому существующему режиму так или иначе придется идти на некоторые реформистские меры. Понятно, что сделать первый шаг будет очень нелегко, но нарастающее давление комплекса внешних и внутренних причин все равно заставят сделать это. В таких условиях требуется фигура, которая смогла бы обеспечить относительную безболезненность и гарантированную предсказуемость предполагаемых в этом направлении усилий. И здесь трудно назвать более подходящую и надежную кандидатуру, чем Касым-Жомарт Токаев.

Некоторые наблюдатели прямым текстом называют его чуть ли не гарантом безопасного транзита от суперпрезидентской республики к президентско-парламентской форме правления. Как ни странно, но такая постановка вопроса почти не вызывает открытых возражений ни со стороны оппонентов режима, ни со стороны аналитического сообщества. Самое парадоксальное заключается в том, что в высшем политическом ареопаге Токаев воспринимается как наиболее доверенное лицо президента в плане политической лояльности, а среди основной массы визави "Ак Орды" - чуть ли не как единственный представитель власти, с которым можно иметь дело.

Другой вопрос, что выдвигаемая перед ним самой историей задача выглядит, по меньшей мере, трудновыполнимой, если выполнимой вообще. Как утверждают осведомленные аналитики, господину Токаеву отведена двуединая миссия. Во-первых, обеспечить Нурсултану Назарбаеву очередной президентский срок, а во-вторых, одновременно выстроить такой формат политических реформ по-казахстански, которые, выглядя таковыми по форме, позволили бы выполнить первую задачу.

Насколько реализуем такой сценарий, сказать очень трудно, однако памятуя о некоторых сценариях власти, которые удавалось воплотить в новейшей политической истории Казахстана, с ходу отметать рассматриваемый гипотетический вариант развития событий мы бы не стали. Особенно в контексте явно бросающейся в глаза активизации деятельности спикера сената парламента…

 

Комментарии

Author 77
Редактировать / Удалить/ Цитировать
16-окт-2014, 13:59

Чем, чем? Должностными обязанностями.

Author сага
Редактировать / Удалить/ Цитировать
16-окт-2014, 21:40

сенат у нас в общем лишний орган в унитарном государстве . лишний рты на бюджете с их запросами и аппаратом.