ПЯТНИЦА, 19 ИЮЛЯ 2019 ГОДА
10308 2-10-2014, 20:27

Реформа госслужбы: от фикции к очковтирательству?


Сегодня все чаще звучат мнения о бесславной кончине тех "ноу-хау", которые на протяжении последних трех лет внедрял в нашу бюрократическую систему Алихан Байменов. А после того, как Байменова самого сняли с "главной роли" в спектакле под названием "реформа госслужбы", авторитетные чиновники с высоких трибун и вовсе, не стесняясь в выражениях, поставили жирный крест на его потугах. Миллионы (возможно, даже не тенге, а долларов), потраченные на совершенствование системы, опять вылетели в трубу?
Действительно, с критиками "реформы по Байменову" трудно не согласиться. За фасадом, выстроенным из таких красивых слов, как "меритократия - власть достойных", оказалась пустота. Еще год назад коммунисты достаточно критично, но трезво оценили происходящие преобразования: "Вся так называемая "меритократия" свелась к стажу госслужбы, собеседованию, знанию законов и государственного языка. Хотя на такой же основе госслужащих отбирали и раньше. По большому счету, вся разница - лишь в вопросах при тестировании. Так стоило ли ради этого городить огород и называть все это громкой фразой "рефора государственной службы"? Получилось, что гора родила мышь".
Но не только стратегия оказалась никудышной, подкачала и тактика. Вместо того, чтобы вывернуть наизнанку пороки системы и нащупать пути их реального искоренения, реформа привела к их завуалированию и, если хотите, "узакониванию". Впрочем, такой итог вполне закономерен. Казахстанская система организации государственной службы заимствована из опыта не одной, как когда-то утверждал все тот же Байменов, а нескольких стран одновременно. В теории, выстроенной Алиханом Мухамедьевичем, такой "винегрет", предложенный к включению в традиционное меню казахской кухни, не грозил несварением желудка. В реальности же мечта о создании совершенной системы так и осталась мечтой - взяли все, что хотели, измельчили и почему-то не заметили, что получившееся блюдо имеет вкусовые качества, отличные от оригинальных. А могло ли быть иначе, если на половину ингредиентов "главный стряпчий", то есть Байменов, просто наплевал? Когда ему говорили про блат на госслужбе, про неписаные законы трайбализма, которые просто не позволят реализоваться его затее, какой бы замечательной она ни была, наш реформатор просто отмахивался от таких заявлений и бил на то, что это всего лишь "пережитки прошлого". Вот и получилось, что произведенным эффектом на потребителей продукта остался доволен лишь сам "шеф-повар", который на протяжении всего процесса только и делал что нахваливал свой "шедевр".
Но не будем голословными. В марте нынешнего года Алихан Байменов, еще будучи главой Агентства по делам госслужбы, дал нашему изданию интервью, в котором четко обозначил факторы, заставляющие его гордиться инициированной им реформой. Мы попытались сопоставить поводы для гордости с реалиями, и вот что из этого получилось.
"Глава государства не раз говорил, что нельзя допускать так называемых "командных перемещений" при смене первых руководителей госорганов. Изменения в законодательстве, предусматривающие ограничение внеконкурсных перемещений, позволили кардинально решить этот вопрос. Количество переводов между госорганами сократилось в 30 раз. В то же время внутри ведомств переводы разрешены", - говорил в своем интервью господин Байменов. Но такое ощущение, что он в это время то ли пребывал на другой планете, то ли просто забыл, что Казахстан - не Англия и даже не Франция, системы госслужбы которых так ему импонируют. О том, что "таборы" по-прежнему ходят за акимами и министрами, несмотря на соответствующие изменения в законодательстве, не писали только ленивые. Разглядел сквозь 25-й кадр реформы это и депутат-коммунист Айкын Конуров, заявивший: "Несмотря на все декларации о меритократии, наши "агашки" довольно успешно кочуют с кресла на кресло в окружении своих "братишек", причем независимо от их способностей, а больше базируясь на принципе личной преданности".
Принятые меры по повышению прозрачности и объективности конкурсов - еще один предмет гордости Алихана Байменова. "Впервые законодательно введен институт наблюдателей и экспертов, - говорил он нам в интервью. - Наблюдатели могут присутствовать на собеседованиях с претендентами, знакомиться с работой конкурсных комиссий и выражать свое мнение о их работе руководству госоргана. В качестве наблюдателей могут выступать представители СМИ и НПО. В прошлом году из 268 конкурсов 71 проведен с их участием". Так и хочется спросить: а толку-то? И заодно выяснить, какие СМИ и НПО приглашались в качестве наблюдателей. Уж не те ли, которые напрямую зависят от госзаказов и являются официальными изданиями соответствующих ведомств? Мы это к тому, что общественный контроль за процессом прохождения кандидатов на госслужбу, по сути, так и остался пустым звуком. Судите сами. Например, акимом одного из районов Алматинской области в прошлом году стал кандидат, который ранее был оштрафован за нарушение норм финансовой дисциплины и в отношении которого впоследствии возбуждалось уголовное дело за незаконные действия. И подобных примеров - воз и маленькая тележка.
Но своим главным достижением Алихан Байменов считает создание корпуса "А" - элитного батальона управленцев. "Если аким или министр хочет назначить кого-то на должность корпуса "А", то он рассматривает уже сформированный список резервистов, - рассказывал он нам. - Согласитесь, это гораздо более прозрачный процесс, чем когда назначение происходит закрыто, из числа известных только данному акиму или министру людей. Открытый конкурсный отбор позволил раскрыть кадровый потенциал и выявить новых потенциальных управленцев, которые при патронажной системе и политическом характере назначений могли бы и не попасть в поле зрения акимов или министров. В результате произошло обновление корпуса "А" на 30 процентов. Таким образом, на деле заработал механизм "социального лифта".
Механизм какого именно лифта заработал, конечно, можно было бы озвучить, да вот незадача: все это - непечатные выражения, которые читатель вряд ли нам простит. Получилось, что в упомянутый корпус прорвались, как выражались парламентарии, "личности с сомнительной репутацией", тогда как те, кто двадцать с лишним лет оттрубил на должности и считается профессионалом своего дела, по каким-то причинам не смогли сдать тесты. Как тут не вспомнить президента, назвавшего первых зачисленных в корпус "комковым блином", и экспертов, которые чуть ли не единодушно пришли к выводу, что деление на корпуса ровным счетом никак не повлияет на улучшение госслужбы, а те, кто попал в касту избранных, будут сменять друг друга по горизонтали, переходя из одного ведомства в другое.
По большому счету, создание элитного корпуса "А" оказалось банальной фикцией. Половина зачисленных в него не могут найти работу, а те же, кто провалил экзамены и не выдержал конкурс, получили бонусы, перекрывающие их "моральные и нравственные страдания" по поводу собственной несостоятельности, в виде новых, более высоких должностей.
Кстати, выступая на днях перед депутатами парламента, председатель вновь образованного Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров открыто признал, что идея отбора чиновников в элитный корпус "А" провалилась, и даже предложил избавиться от нее: "Много достойных людей не смогли пройти этот тест… Главным критерием должны быть не результаты теста, а оценка народа". Мы, конечно, не специалисты и не можем судить, в какую сторону изменится качество чиновничества, если агентство откажется от тестирования, но вот что касается оценок народа, то тут, надо признать, Кожамжаров попал в точку. Оценка эта, честно признаем, очень невысока, и чтобы понять это, достаточно почитать блоги и Кожамжарова, и всех региональных акимов. То "картофельная леди" за некие мифические заслуги стала акимом округа и выстраивает жизнь на подведомственной территории по заветам Салтычихи, то выясняется, что только-только назначенный районный глава проводит "зачистку" акимата и сажает на освободившиеся места своих выдвиженцев, при этом не нарушая "модернизованное" законодательство.
Алихана Байменова можно обвинять в чем угодно, но, согласитесь, только не в наивности. Несмотря на значительный перерыв в пребывании на властной орбите, он показал, что не растерял навыков "тертого калача". По крайней мере, возвращаясь к упомянутому интервью, стоит сказать, что говорил он и о мерах сверхзащиты: "Усилена система этического и дисциплинарного контроля. Повышена роль дисциплинарных комиссий госорганов и координация их деятельности со стороны Агентства". Но поверить можно только в "усиление" количества "разборов полетов" в отношении чиновников. Вот небольшая статистика за минувший год: членами советов проведено 1859 проверок, по результатам которых возбуждено 929 дисциплинарных дел, к ответственности привлечены 828 чиновников разного уровня, одиннадцать человек понижены в должности. После ознакомления с такими данными так и хочется воскликнуть "круто" и начать безостановочно аплодировать. Но если ковырнешь ноготком эту цифирь, то выясняется, что причин отбивать ладоши и заходиться восторгами нет никаких - большинство рассмотренных дисциплинарными советами дел сводятся к наложению анафемы на тех, кто поместил на двери первого руководителя табличку с надписью "бастык", вместо положенной "басшы", да к тому, что отдельные нерадивые чиновники додумались отправлять письма на черновых бланках без цветового выделения герба…
Впрочем, судя по настрою Кайрата Кожамжарова, от байменовских "потемкинских деревень" он не оставит камня на камне, хотя их строительство и влетело в копеечку - только по линии Евросоюза, поддержавшего наши реформы в госслужбе, было выделено 10 миллионов евро. А сколько было зарубежных командировок по обмену опытом за госсчет? А стоимость консалтинговых услуг? …
Впрочем, однозначно утверждать, что на освободившемся месте Кожамжаров не воздвигнет очередную бутафорию, сложно. Его предложение опираться при отборе кадров исключительно на мнение народа тоже вызывает массу вопросов. Кто войдет в число этого самого "народа", каков будет кворум и каким будет механизм ознакомления с его мнением? А главное - почему Кожамжаров уверен, что народ знает чиновников в лицо и пофамильно? Даже имена не всех министров на слуху, что уж говорить обо всех остальных? Но, видимо, отечественной системе госслужбы не избежать еще одного серьезного испытания…

Комментарии

Author кайнур
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-окт-2014, 22:38

под "народом " имеется ввиду спецслужбы которые установят лиц и кандидатов претендующих на должности в госслужбу , по месту жительства по характеристики соседей , его личные человеческие качества ,условия проживание , какие доходы , откуда и как , далее круг родственников и друзей , в каких отношениях состоит ,это все необходимо для характеристики человека , всегда так было - глаз от народа , особенно когда принимали на специальные правоохранительные службу , в этом ничего непонятного и нового нет ,просто Кожамжаров К., вводить все эти ступени спецпроверок( народный глаз) в госслужбу , а то что столько денег угрохали на создание всяких тестовых и аттестационных пост служб - это коню под хвост и пустое растрата средств страны , мы знаем как сдавались эти тесты , при определенных ставках , Байменов наоборот коррумпировал госслужбу ,тесты и аттестации это предлог чтобы убрать неугодных профессионалов , тесты - это обычные законы которые должны быть включены в факультативные программы любого колледжа и ВУЗа , и смешно их сдавать в виде экзаменов , это для школьного обучения , если хотите знать , изучайте Конституцию , и др. законы дома по интернету , и все будет хип-хоп .