ПЯТНИЦА, 19 ИЮЛЯ 2019 ГОДА
7365 2-10-2014, 20:13

Казахстанские "Фермеры" так и не взлетели


Аксиому "обещать - не значит жениться" с регулярностью, претендующей на абсурд, доказывают казахстанские авиастроители. Авторы проека по производству самолетов "Фермер" ни раз давали слово оправдать трату миллиардов тенге, выделенных государством на поддержку их несбыточных мечтаний, но затем, даже не моргнув глазом, брали его назад. Последний раз они обещали, что уж к 1 октября 2014 года первый самолет, собранный в Караганде, точно глотнет свежего воздуха, но опять обманули.
С другой стороны, вряд ли в последнее время кто-то всерьез верил карагандинским предпринимателям Александру Ващенко и Андрею Глушеню, особенно после того, как сам глава государства недвусмысленно дал понять, что руководимое ими ТОО "КазАвиаСпектр" - банальный мыльный пузырь, который к тому же давно уже лопнул. "Завод по производству самолетов "Фермер" выпустил всего один аэроплан. И тот, говорят, не летает, сел на одно крыло. Зачем такая показуха нужна, если оно не работает?!", - возмущался президент год назад. Но, видимо, такая показуха все-таки кому-то нужна, даже если этот кто-то и отдает себе отчет в том, что работать она никогда не будет.
Кому? - вопрос, конечно, интересный. Уж явно не чиновникам высшего звена, отвечающим за индустриализацию в стране. Да и госслужащих на местах, которые уже собрали урожай ядовитых ягодок с этого подпорченного плода в виде выговоров и даже увольнений, тоже трудно заподозрить в протекционизме вопреки здравому смыслу. Скажем больше, вряд ли мы вообще когда-нибудь получим ответ на этот вопрос. Даже после того, как прах подобных проектов развеивается по ветру, имена главных действующих лиц так и остаются за кадром.
Вспомните затею с производством металлургического кремния в той же Караганде или "бумажно-картонную эпопею" в Алматинской области. На эти пустышки тоже были выброшены гигантские средства, причем их продолжают вкладывать до сих пор - в надежде, что приговоренные к смертельному диагнозу все же начнут шевелить конечностями. Скорее всего, та же судьба ждет и авиасборочное предприятие, которое инновационно производит не самолеты, а… уголовные дела. Впрочем, обо всем по порядку.
Напомним, что руководство карагандинского ТОО "КазАвиаСпектр" еще в 2011 году с помпой запустило завод "Сункар", который в рамках ГП ФИИР должен был заниматься серийным производством специализированных сельскохозяйственных самолетов "Фермер-500". Поначалу оно заверяло, что не знает, куда деваться от потенциальных покупателей и что план заказов составлен на два года вперед. Но потом стало понятно: за этой бравадой нет ничего, кроме обыкновенного воздуха, сотканного из амбициозных, но нереалистичных планов и орально-концептуальных изысков.
История этого проекта такова. Более четырех лет казахстанская сторона вела переговоры с казанскими авиастроителями, и только после того, как все точки над i были расставлены, карагандинскому заводу выписали путевку в большую жизнь. Инициатором проекта выступил уже упомянутый нами Александр Ващенко - руководитель ТОО "Авиакомпания "Навигатор", которое, как и многие другие предприятия малой авиации, стало испытывать серьезные трудности с морально устаревшими и выходящими из строя "АНами" польского производства. Планировалось, что, начиная с 2012-го, в небо ежегодно будут подниматься 36 "Фермеров". Однако до сих пор предприятие не выпустило ни одного самолета. И выпустит ли вообще? - большой и жирный вопрос.
Сначала сроки были сдвинуты на 2013-й. Тогда Ващенко бил себя кулаком в грудь и говорил о том, что уже в мае начнутся первые пробные полеты. Но, как оказалось, цена его словам - грош. В качестве причин простоя назывались то дороговизна двигателей, то проблемы с композитными материалами, а то и вовсе нечистоплотность российского партнера - ООО "Фирма "МВЕН" из Казани, которое якобы не предоставило своевременно необходимую техническую документацию. Последняя из этих версий звучит и сейчас, и ее авторы, видимо, полагают, что все мы должны свято поверить в правдивость их слов. Однако проникнуться ими мешает маленькое, но серьезное обстоятельство - еще пара вопросов, на которые нет ответов. Первый - почему казахстанские авиастроители не подадут на казанскую фирму в суд за злостное уклонение от исполнения договорных обязательств, не выиграют дело и не запустят, наконец-то, "Фермеры" в небо? Второй - почему "КазАвиаСпектр", оказавшийся на дне якобы из-за нечистоплотности российской компании, вновь заключает с ней договор в марте нынешнего года?
Складывается ощущение, что отцы-основатели так и не взлетевших "Фермеров" заигрались и сами запутались в собственноручно выстроенных многоходовках. Между тем, не секрет, что игры в отечественное авиастроение были щедро проспонсированы государством. По разным оценкам, создание авиасборочного производства обошлось в 2,2 миллиарда тенге, хотя сам Ващенко называл иную цифру - 3,8 миллиарда. В рамках программы "Дорожная карта бизнеса-2020" предприятию было выделено 750 миллионов тенге на строительство инфраструктуры. Кроме того, как сообщалось, холдинг "КазАгро" предоставил "КазАвиаСпектру" кредит в 846 миллионов тенге под 6 процентов годовых. Что касается собственных средств, вложенных учредителями, то, по разным оценкам, эта сумма не превышает 600 миллионов тенге. Выводы, как говорится, делайте сами. Мы же только можем подсказать, в каком направлении мыслить.
После разноса, устроенного президентом, ситуация вокруг карагандинского "авиачуда", пусть и со скрипом, но начала меняться. Весной нынешнего года наши коллеги наперебой стали говорить о том, что у проекта открылось второе дыхание. 12 марта было подписано сублицензионное соглашение между ТОО "КазАвиаСпектр" и ООО "Фирма "МВЕН" касательно организации производства специализированного сельскохозяйственного самолета "МВЕН-2 "Фермер", а местные чиновники утверждали, что помогают предприятию решить вопрос с россиянами. Заместитель акима Карагандинской области Ануар Ахметжанов даже заявил, что лично слетал в Казань, и пообещал, что в 2015 году "КазАвиаСпектр" выйдет на проектную мощность. Если акцентировать внимание на деталях, то нелишним будет процитировать его слова: "Чего сегодня удалось достичь? Мы заключили два договора. Первый - лицензионный договор о правах на выпуск данных самолетов. Второй - на приобретение оборудования и технологий".
Кроме того, как выяснилось, был подписан меморандум с ФГУП "СибНИА им. С.А.Чаплыгина", согласно которому стороны будут совместно продвигать работу по реализации проекта ремоторизации самолетов АН-2, и даже была запущена линия по модернизации указанного типа самолетов. Также делалась ставка на заключение договора с национальной компанией "Казахстан инжиниринг" о сборке беспилотных летательных аппаратов.
Но уже в августе стало понятно, что и в 2015 году карагандинский завод вряд ли выйдет на проектную мощность, да и вообще вряд ли соберет что-то, способное держаться в воздухе. В ходе последнего визита в Карагандинскую область президент страны вновь поинтересовался судьбой "КазАвиаСпектра". Все тот же заместитель акима области Ануар Ахметжанов был вынужден проинформировать его о том, что, несмотря на все старания и активную работу с российской стороной, так ничего и не "склеилось".
К слову сказать, чиновники еще летом бросили заниматься этим проектом и отпустили его в свободное плавание, видимо, полагая, что средства, потраченные на него, все равно не вернуть. Поначалу озвучивались планы по переориентации производства на выпуск другой продукции, но потом эта идея заглохла, и проект было решено исключить из Карты индустриализации, поставив на нем жирный крест, при этом (что, как минимум, странно) не предъявляя руководству предприятия никаких обвинений: мол, поигрались за госсчет, и будя. Однако Александр Ващенко и его команда, похоже, продолжают верить в светлое будущее казахстанского авиасборочного завода. Видимо, уверенность эта зиждется на перспективе возбуждения третьего по счету в недол¬гой жизни предприятия уголовного дела.
Не успели правоохранительные органы закрыть первое дело (за недоказанностью вины директора ТОО "КазАвиаСпектр" в хищении 800 миллионов тенге бюджетных средств), как на свет родилось второе. В августе текущего года департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Карагандинской области заподозрил руководство компании в уклонении от уплаты таможенных платежей и сборов на сумму, превышающую 32 миллиона тенге. А теперь вот новая неприятность - россияне обратились в ДВД Караганды с заявлением, суть которого заключается в том, что "КазАвиаСпектр" незаконно удерживает их имущество - опытный образец самолета "Фермер". Как сообщили в департаменте внутренних дел, в данный момент по заявлению проводится доследственная проверка, и если факты подтвердятся, то на свет появится еще одно уголовное дело. Но руководителей карагандинского предприятия такие "мелочи жизни" не смущают. По их версии, умышленного уклонения от уплаты налогов не было, а что касается последнего инцидента, то они убеждены в том, что у россиян просто "сдали нервы". Заместитель директора предприятия Андрей Глушень заявил следующее: "С нашей стороны все условия соглашения были выполнены - по предоплате, обеспечению трудовыми ресурсами и так далее. Поэтому это тяжелый момент становления серийного производства. Такое было всегда, и, в принципе, это нормально".
Ну, что нормально, а что аномально в этой ситуации, господам хорошим, конечно, виднее. Только вот как быть с тем, что они не видят дальше своего носа? Очередная дата выпуска первого казахстанского "Фермера" - 1 октября 2014 года - опять оказалась сказкой про белого бычка. Александр Ващенко вновь передвинул срок: "Самолет будет готов к эксплуатации позднее. Точно могу сказать, что это будет осенью нынешнего года. Если успеем, то соберем его в октябре". Нам же остается только читать между строк: коли не успеют, значит вновь на колу мочало - начинай сначала?
Словом, продолжать верить в то, что затянувшийся старт казахстанских "Фермеров" все же станет реальностью, - занятие и глупое, и бесперспективное. Тем более что вряд ли у предприятия может быть будущее без российских самолетов. А поиск других потенциальных партнеров, скорее всего, обречен на провал. Ведь все уголовные дела, подозрения и обвинения, выдвинутые в адрес руководства "КазАвиаСпектра", сложились в такое реноме, которое вряд ли послужит для кого-то приманкой…

Комментарии