СУББОТА, 25 МАРТА 2017 ГОДА

Почему Нацбанк отстал?

7832 18-09-2014, 23:51

Как работают центральные банки (ЦБ) других стран, какие они ставят перед собой цели (задачи), как они связаны с развитием бизнеса и повышением уровня жизни населения? И каким образом ЦБ их достигают? Достижима ли у нас поставленная цель Нацбанку, как решаются им отдельные задачи, связанные с целью, как они повлияли на качество работы банков, на развитие бизнеса, экономики и повышения уровня жизни населения РК? Об этом настоящая статья.
Логичная иерархия целей
Уровень ответственности ЦБ перед бизнесом и населением оценивается, в конечном счете, через выполнение поставленных целей. Но вероятность их достижения ЦБ зависят от решений промежуточных и тесно взаимоувязанных между собой задач. Именно для этого перед ЦБ развитых стран, исходя из задач развития экономики и повышения уровня жизни населения, ставится иерархия целей. Так, например, у ЦБ Японии конечной целью является достижение ценовой стабильности для того, чтобы содействовать надежному развитию национальной экономики. В виде промежуточной цели выбраны избыточные резервы банковского сектора на счетах в ЦБ, а операционной целью определены ставки по кредиту «овернайт» (collmoneyrate).
У ФРС США конечная цель – это эффективное содействие максимальной занятости населения, устойчивости ценам и умеренным долгосрочным процентным ставкам. Операционной целью являются – ставки по федеральным фондам (federalfundsrate), под которую банки размещают свободные средства, находящиеся на счетах в ФРС и другим банкам на овернайт.
Но подавляющее большинство ЦБ, которые торгетируют инфляцию в качестве операционной цели денежно-кредитной политики (ДКП) определили краткосрочную процентную ставку.
И в последнее годы большее число ЦБ развитых стран стали официально нести ответственность и за финансовую стабильность. В 2001 – 2003гг. финансовая стабильность включена в перечень важных задач ЦБ Франции, Канады, Испании, Австрии, Норвегии, Бельгии, Дании, Финляндии и т.д. А в 2002 году Банк Англии первым из ЦБ назначил финансовую стабильность, наравне с ценовой стабильностью, конечной целью ДКП.
Ну, а что такая финансовая стабильность (financialstability) финансового сектора?
Например, немецкий Bundesbank определяет финансовую стабильность «как устойчивое состояние, в котором финансовая система эффективно выполняет свои ключевые экономические функции, такие как распределение ресурсов и сокращение риска…».
А Управление финансовых услуг Великобритании дополнительно связывает ее с уровнем занятости населения близкой к естественной норме, с доверием рыночных игроков к финансовым учреждениям и рынкам. Отсутствием относительных колебаний цен на реальные или финансовые активы, которые подрывают денежную стабильность и уровень занятости населения и т.д.
Применительно к этим классическим определениям финансовой стабильности, банки в РК должны активно кредитовать экономику и при этом иметь наименьший удельный вес проблемных кредитов. Рынок недвижимости должен быть без пузырей, доверие к банкам со стороны бизнеса и населения должно быть высоким и т.д. Только в этом случае можно говорить о финансовой стабильности банковской системы в РК!
Как обстоит у нас?
Выбор недостижимой цели
Основной целью НБК определено обеспечение стабильности цен в РК. Достижение такой цели, в первую очередь, зависит от подавления уровня инфляции в РК. Но может ли НБК контролировать и влиять на все компоненты инфляции, чтобы, в конечном счете, достичь своей цели? Да, и вообще, что значить обеспечить стабильность цен?
В мировой практике ценовая стабильность определяется изменением индекса цен в пределах до 3%. Конечно же, в идеале ценовая стабильность – это нулевая инфляция в экономике, следовательно, и нулевое изменение цен в экономике.
Ценовую стабильность как конечную цель поставили перед своими ЦБ развитые страны, где финансовые рынки имеют глубокое развитие и высок уровень сложившихся экономических отношений. Только в таких экономических условиях, где низкий уровень инфляции, у ЦБ появляются возможности для обеспечения стабильности цен.
Почему трудно НБК достичь ценовой стабильности, не только в понимании мировой практики, т.е. изменений цен в пределах до 3%, но и их удержание от периодических ростов? Причиной в условиях специфики экономики РК является то, что на периодический рост цен влияют два блока факторов инфляции - монетарные и немонетарные. И если к монетарным компонентам инфляции НБК имеет рычаги влияния, то немонетарные (т.е. не денежные) факторы инфляции вообще не подконтрольны НБК.
К немонетарным факторам инфляции относят рост цен на различные тарифы монополистов, которые чувствительныи для бизнеса, и для населения. Кроме того, это еще рост цен на не менее чувствительные товары как ГСМ, весь объем импорта (это почти 50,0 млрд. долл. США) и т.д. Регулированием этих сложных компонентов инфляции может заниматься правительство через антимонопольное законодательство, таможенные тарифы, национальный фонд, развитие производств по импортозамещению и даже через административные рычаги. Но все эти экономические, административные методы, имеют свои предельные возможности. Это связано с устаревшими технологиями, разбухшими издержками, неэффективным управлением в компаниях-монополистахи в государственных органах управления. И поэтому в экономике РК периодически поднимаются цены на различные тарифы, и происходят рост цен и на ГСМ, и на импортные товары, что моментально отражаются на повышении уровня инфляции. И с этим НБК, практически, ничего сделать не может. А все это подрывает достижение его цели по обеспечению стабильности цен в экономике РК.
Ну, а фундаментальная проблема структуры экономики РК, ее перекошенность в сторону сырьевых отраслей и технологическая отсталость другой, не сырьевой ее части, не дает никаких практических шансов НБК даже близко приблизиться ктой ценовой стабильности, которая принята в практике развитых экономик (изменения инфляции и цены в пределах от 0 до 3%).
Таким образом, большие немонетарные компоненты инфляции, от которых прямо зависит, достижение основной цели НБК находятся вне возможностей влияния НБК и он не в состоянии справится с ними! И такое положение дел априори определяет низкую ответственность НБК как перед бизнесом, так и населением за результаты достижения своей основной цели.

Невыполненные задачи
На НБК для достижения основной цели возложены и ряд других задач, одними из которых являются содействие обеспечению стабильности финансовой системы и осуществление валютного регулирования и валютного контроля.
Но, даже учитывая то, что финансовая система РК исторически представлена банками (так как не развит фондовый рынок), задача обеспечения стабильности финансовой системы не поставлена наравне с основной целью НБК – ценовой стабильностью, как это сделали ряд успешныхстран мира. И такое положение дел сохраняется даже и в условиях, когда НБК забрал к себе банковский надзор и превратился в мега регулятора. Задача обеспечение стабильности финансовой системы РК законодательно не приравнена с основной целью НБК.
При такой цели НБК, где ему не подконтрольны большие компоненты инфляции, подрывающие достижение цели и неразвитости важных инструментов ДКП, априори, не могут быть решены, на нужном обществу уровне,цели и задачи НБК.
Так, например, решение задач по содействию обеспечения финансовой стабильности (банков), далеко не соответствует классическому пониманию этого определения. Так как комбанки, очутились в огромной массе безнадежных кредитов, решение которых не удается ни им, ни НБК с кризисных времен 2008-2009гг. Они, который уже год находятся на поддержке государства (налогоплательщиков) и при этом сохраняется их пассивностьпо выдаче кредитов экономике. А про кредиты для финансирования инновационных или инвестиционных, долгосрочных проектов вообще нет речи. Таких кредитов исторически нет в крупных банках РК. Руководство самого НБК такое положение, верно, определяет как не выполнение комбанками главной своей функции – кредитование экономики.
Решение другой задачи - определение и удержание оптимального курса национальной валюты для развития конкурентного бизнеса и повышения уровня жизни населения также не выдерживает критики. Так как череда глубоких девальваций тенге неуклонно «обеспечивают» и рост цен, и повышения уровня инфляции, и как следствие – продолжающееся падение уровня платежеспособности бизнеса и населения.

Регулирование ставоки цели ЦБ
Достижение логично выстроенной иерархии целей (ценовая и финансовая стабильность и др.) которые определены исходя из общенациональных интересов, ЦБ развитых стран связывают с узловым вопросом - регулированием процентных ставок! Так как эффективное регулирование конкурентной цены кредита, есть та конструкция инструментов ДКП, обеспечивающей достижение поставленных целей ЦБ.
Именно через эту конструкцию, а также через операции по скупке или продаже гособлигации, комбинируя ими, повышая или понижая процентные ставки, ЦБ дают нужную динамику вливанию или сдерживанию денежной массы в экономике. При этом изменения процентных ставок ЦБ связывают с деловым циклом, процессами динамики роста или возможного замедления экономики. И самое главное, за этой дирижерской ролью ЦБ, как эффективной системе, вынуждено следуют и комбанки, и другие финансовые институты. И поэтому в настоящее время среди развитых стран операционная цель ЦБ в виде регулирования процентных ставок на межбанковском рынке имеет доминирующее значение. Но для его выбора в качестве операционной цели ЦБ и создания процентного механизма с эффективным применением инструментариев ДКП необходимы развитые финансово-денежные институты. В частности, нужен эффективный, ликвидный межбанковский денежный и фондовый рынки. Ну, а в странах, где все же не удалось построить развитый фондовый и межбанковский рынки, ЦБ этих стран обречены, работать с валютным курсом, как с операционной целью периодически «роняя» курс своей национальной валюты.
Операционная цель ЦБ в виде регулирования процентных ставок в свою очередь предопределяет активное развитие большого количества ценовых или количественных инструментов ДКП. Например, таких как коридор процентных ставок, рефинансирование банков, управление ликвидностью банковского рынка через рынок РЕПО, прямые операции ЦБ на вторичном рынке облигаций, эмиссия ЦБ собственных ценных бумаг, аукционы депозитов и кредитов и т.д.
Таким образом, в отличие от НБК в развитых и в некоторых развивающихся странах, процентные инструменты стали безальтернативными средствами регулирования денежной сферы. В результате такой выстроенной системной работе, основу которой составилиинструменты ДКП, скупка и продажа ценных бумаг, эффективно влияющей на рынок процентных ставок, бизнес и население этих стран получили комфортные экономические условия для своего развития. Например, даже в кризисные годы уровень процентных ставок в странах Еврозоны в среднем составлял 5-7% годовых, что в разы ниже чем в РК.
А на рынке потребительского кредитования населения у них средневзвешенная процентная ставка по кредитам до 1 года составила всего 7,8% годовых, что также в разы меньше, чем «карательные» ставки для населения РК.
В арсенале ЦБ развитых стран, кроме того, предусмотрены даже отдельные инструменты, с еще мягкими ставками (ниже рыночной) для финансирования приоритетных отраслей промышленности, и среднего, и малого бизнеса.
Системный провал
Таким образом, в практике успешных стран, лучшие условия для развития бизнеса и населения создаются через достижения целей ЦБ, где высокую роль играет функция ЦБ по регулированию процентных ставок на рынке.
Почему же у нас НБК не может выбрать в качестве своей операционной цели – регулирование процентных ставок на рынке?
Фундаментальными причинами тому являются: а) неразвитость демократичного института – фондового рынка, где главным учредителем с долей в 50,1% (на 01.08.14г.) исторически является сам НБК; и б) укоренившая «специфика» регулирования денежной сферой в сырьевой экономике РК.
Ведь развитый фондовый рынок во многих странах остается мощным катализатором развития инструментов ДКП, рефинансирования комбанков, влияния ЦБ на рынок межбанковских ресурсов. И эти инструменты ДКП составляют эффективную систему по регулирования процентных ставок на рынке.
Но в РК из-за неразвитости фондового рынка и рынка межбанковских ресурсов не получили широкого развития те инструменты ДКП НБК, которые влияют на уровень рыночных процентных ставок. Так, структура совокупных обязательств банковского сектора РК, согласно отчетности НБК (на 01.07.14г.) содержит только операции РЕПО с ценными бумагами с маленькой долей, всего 0,7% и по межбанковским вкладам - всего в 2,1%, по займам, полученным от других банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций – 4,2%.
И другая причина, за более чем два десятка лет специфику регулирования денежной сферы РК определяют сырьевые отрасли. Поэтому изменения денежной базы в экономике РК происходят не в зависимости от состояния делового цикла, связанной с объемами выпуска конкурентной продукции, работ и услуг, а они зависимы от колебаний международных резервов НБК. В свою очередь, колебания резервов НБК РК зависимы от объемов продажи сырья и цен на них.
Следствием такого специфичного регулирования денежной сферы явилось то, что высокие цены на нефть (и на др. сырье) обеспечивают хорошую ликвидность в крупных банках, которая сводитих потребность в ресурсах НБК до минимума (в т.ч. и через систему рефинансирования). И поэтому в структуре фондирования банковского сектора (данные НБК на 01.07.14г.) крупную долю занимают только два источника. Это средства клиентов (счета юридических и физических лиц и т.д.) – 65% (11 288,3 млрд. тенге) и уставной капитал самих банков – 16,5% (2 867,6 млрд. тенге), займы полученные занимают 5,8% (999,5 млрд. тенге) и т.д.
Такая «независимая» от НБК структура фондирования банковского сектора РКне дает никаких возможностей НБК влиять на процентную политику комбанков, так как очень низки доли источников, через которых НБК мог бы оказывать регулирующее воздействие на рынок процентных ставок.
Последствия провала
Каким же последствиям привел системный провал (неразвитость фондового рынка – неразвитость рынка ценных бумаг, межбанковского рынка, инструментов рефинансирования и слабость регулятивной процентной политики НБК)?
Такое положение привело к тому, что при пирамидальной банковской структуре, где на верхнем уровне расположились системные банки и при слабой регулятивной процентной политике НБК, определение верхнего уровня процентных ставок по кредитам закрепилось за группой крупных банков. И как следствие этого, на протяжении двух десятков лет в экономике РК ставки по кредитам в разы превосходят и официальную ставку рефинансирования НБК и официальный уровень инфляции, а также намного превышают ставки по депозитам. К такой ситуации подстроились и иностранные банки, появление, которых на рынке РК, практически, не привело к процентной конкуренции (их ставки по кредитам ничем не отличаются в основном от ставок крупных банков РК).
А на снижение НБК официальной ставки рефинансирования (снижено до 5,5%) и на сжимание им официальной инфляции (за 2013г. – 4,8%), процентные ставки комбанков никак не реагируют. А ограничительная мера НБК по ставкам кредитования населения в 50%, превышает его официальную ставку рефинансирования в 9,1 раза!
Но такая ситуация со ставками, в разы превышающие официальную ставку рефинансирования (и уровень инфляции),в краткосрочной перспективе выгодно НБК, так как это помогает ему удерживать инфляцию!?После очередной девальвации вновь пошли вверх ставки, по депозитам достигнув 10,5%. Это толкает ставки по кредитам вверх. Конечно, в долгосрочной перспективе это усугубит влияние немонетарных факторов инфляции и будет препятствовать технологической модернизации обрабатывающей промышленности и т.д.
В целом такое положение приводит к перекачиванию доходов населения и бизнеса в большие краткосрочные прибыли банков, они (банки) не трансформируют свои прибыли в долгосрочные кредиты, не участвуют в финансировании программ правительства по модернизации и расширению экономики и т.д.
Такая политика в долгосрочной перспективе уже привела к тяжелой ситуации, что вынудило правительство вытаскивать системные банки из болота безнадежных кредитов. Но поддержка банков за счет средств налогоплательщиков стала затратной, длительной и непрозрачной в части возвращения ими всей суммы государству (налогоплательщикам). Кроме того, правительству пришлось еще выбросить на рынок средства из национального фонда по той ставке, которая реально соответствует возможностям развития бизнеса и населения.
В отличие от такой политики регулятивная деятельность ЦБ зарубежных стран, по конкуренции, по процентам привела к сокращению разницы между официальными ставками ЦБ и рыночными ставками кредитов до минимума, всего в несколько процентов.
Такие результаты вполне достижимы были и НБК за более чем два десятка лет. Например, кредиты со ставками близко к официальной ставке рефинансирования НБК или к официальному уровню инфляции (а не разовые акции со стороны правительства) могли бы создать лучшие условия для развития экономики, населения и кратно увеличили бы устойчивость самих банков.
Но достижение таких результатов требует глубокой реформы регулятивной деятельности НБК и в целом финансовой системы РК.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера






Центральная Азия
Фото и видео
За рубежом
Астана: 16 °C
Алматы: 20 °C
    
$ 337.37
378.29
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru