ВОСКРЕСЕНЬЕ, 22 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА
6945 30-08-2014, 09:00

Снова осень. Бензин напрягает…

 

Ситуацию с ГСМ в стране комментирует для Central Asia monitor директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлан ХАСЕНБЕКОВ.

- Ерлан Нурланович, в очередной раз в Казахстане складывается парадоксальная ситуация, что в нефтедобывающем государстве – дефицит горючего. Согласны с такой оценкой?

- Особых парадоксов в этом я не вижу. Ситуация вполне объяснимая. Поскольку крупные производители «Тенгизшевройл», КПО и другие, направляют свои объемы сырой нефти за рубеж согласно долгосрочным контрактным обязательствам, без которых реализация таких масштабных проектов изначально была бы невозможно. В то же время существующие производственные возможности наших нефтеперерабатывающих заводов не в состоянии перерабатывать необходимые объемы производимой в стране нефти.

Между прочим, отмечаемое сейчас повышение предельных розничных цен на отдельные категории светлых нефтепродуктов можно охарактеризовать как запоздалое. Учитывая сложившиеся на рынке нефтепродуктов России оптовые цены, установленный уровень предельной розничной стоимости по высокооктановым бензинам не позволяет оптовым участникам нашего рынка получить достаточный уровень маржи при импорте из России. Так, с учетом расходов на логистику, в ближайшие месяцы расходы оптовых трейдеров РК при импорте российского бензина Аи-92 могут достигать 135-150 тенге за литр.

- Как получилось, что в Казахстане эта ситуация дозрела до критической?

- Напомним, что до августа т.г. повышение предельной розничной стоимости нефтепродуктов в Казахстане происходило в последний раз еще в ноябре 2013 года. Это, видимо, обусловило отсутствие условий для эффективной компенсации импортерами РК дальнейшего стоимостного роста импорта нефтепродуктов, несмотря на беспошлинный ввоз нефтепродуктов из России в рамках индикативного баланса. Проведение в феврале 2014 года девальвации тенге (практически на 20%) также значительно ухудшило ситуацию для импортеров, в том числе ввиду осуществления закупочных операций в долларах США. В подобных условиях, в июне-августе 2014 года закупочные операции по нефтепродуктам с Россией для оптовых компаний Казахстана стали невыгодными с коммерческой точки зрения. После отмены в конце минувшего июля ограничений на импорт нефтепродуктов, закупки в России осуществлялись фактически только компанией «Казмунайгаз ПМ». В июне-июле 2014 года компанией было импортировано из России 27,3 тыс. тонн высокооктанового бензина и 40 тыс. тонн дизельного топлива, в августе – 10 тыс. тонн и 19 тыс. тонн соответственно. Ввиду сложившейся неблагоприятной ценовой конъюнктуры компания для минимизации финансовых убытков в июне-августе 2014 года не смогла выполнить план по импорту высокооктановых бензинов и дизельного топлива из РФ. В том числе импорт не смог оперативно отреагировать на запросы мелкооптовых клиентов, создав дополнительный страховой спрос с их стороны.

- Какие факторы будут особо влиять на ситуацию с ГСМ в ближайшее время?

- Думаю, здесь, прежде всего, приходится думать о факторах, которые в состоянии обусловить необходимость новой коррекции предельной розничной стоимости по высокооктановым бензинам в Казахстане.

К примеру, думаю, уже сейчас можно опасаться, что в сентябре-декабре 2014 года оптовая стоимость высокооктановых бензинов в России может увеличиться

дополнительно на 6-10% к текущему уровню. Причин тому много. Это и имеющиеся спекулятивные настроения на рынке, и остановки на плановый ремонт ряда НПЗ (Московского НПЗ и осуществляющих поставки в Россию белорусских НПЗ). Причем эти факторы будут иметь особое значение даже при сохранении понижательной динамики на мировом рынке нефти.

Нужно учитывать потенциальное влияние на ценовую компоненту импорта нефтепродуктов из России и планируемые здесь фискальные меры. В частности, ожидаемое начало с 2015 года так называемого «налогового маневра» в российской нефтегазовой отрасли и введение трехпроцентного налога с розничных продаж, будут способствовать повышению оптово-розничной стоимости нефтепродуктов непосредственно на российском рынке.

Касательно влияния изменений котировок нефти на внутренние цены в РК. Необходимо отметить, что внутренняя стоимость нефти в РК, которая сидит в стоимости нефтепродуктов (по нашим расчетам 58% в структуре стоимости ГСМ), гораздо ниже мировых цен на нефть. Поэтому колебания мировых цен на нефть не сказываются напрямую на внутренних ценах. Только в случае резких изменений стоимости барреля, это может отразиться на внутренней цене, но не сразу.

Подготовила Сауле Исабаева

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение