ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 АВГУСТА 2019 ГОДА
10042 7-08-2014, 16:25

Cладкая жизнь наших чинуш за чужой счет


В то время как практически во всех странах мира, а особенно преуспела в этом Европа, систематически и планомерно происходит снижение затрат на содержание армии чиновников, обитатели астанинских кабинетов по-прежнему гнут пальцы и выпускают сопли пузырями.


Глава государства неоднократно призывал госслужащих к скромности. Но умерить аппетиты никак не получается. Не помогают ни угрозы, ни укоры в том, что шикуют-то они, собственно, на народные деньги, ни даже специальные распоряжения типа «вето» на покупку дорогущих автомобилей представительского класса. Да и разве может поселиться добродетель сдержанности там, где бушует такая прорва денег?
Мы неоднократно пытались понять, каким образом можно сократить расходы на содержание госаппарата. Как выясняется, ни одна страна в мире не изобретала велосипед в желании сбросить со своего тела паразитирующее чиновничество. Есть всего два пути. Первый – это сокращение поголовья госслужащих, к которому руководство государства не раз прибегало и который неизменно давал призрачный результат (см. нашу публикацию «Призрак Греции»). Второй путь предусматривает жесткий контроль за расходованием средств, направляемых на финансирование деятельности и жизнеобеспечения государственных структур. Контроль у нас, конечно же, ведется, причем Счетный комитет порой озвучивает прямо-таки шокирующие цифры, а вот эффект по-прежнему нулевой, и чиновники по-прежнему продолжают беспардонно залазить в бюджетный карман, как будто нарочно путая его с карманом личным.
Где же выход? Интересным и достаточно перспективным нам кажется предложение, высказанное позавчера на расширенном заседании правительства РК самим президентом Н.Назарбаевым. По его словам, наибольший эффект даст наведение порядка в сфере госзакупок. То есть, нужно резать по-живому, не дожидаясь перитонита. И даже хотя бы 10-процентная экономия ежегодно будет давать около триллиона тенге свободных средств.
Впрочем, пока никто не требует от госорганов секвестировать их планы, хотя, как показывают эти скрижали свидетельств, отказаться нашим чинушам есть от чего.
Начать экономию можно с «мелочей». Вот зачем, скажите на милость, нашему Министерству индустрии и новых технологий (здесь и далее приводятся прежние названия ведомств, поскольку статья была написана до реорганизации правительства – прим. ред.) 76, а Минюсту – 123 настольных флажка по цене от одной до трех тысяч тенге каждый? Без них они не смогут нормально осуществлять свои функциональные обязанности? Казалось бы, мизер, но даже на одних флажках в двух министерствах можно сэкономить около полумиллиона тенге, которых хватит, например, на оплату годового обучения одного выпускника детского дома.
Дальше – больше. Обязательны ли для первых руководителей ведомств и их заместителей дорогостоящие письменные наборы по цене от 25 тысяч тенге и выше? А таковые «пачками» ежегодно закупает каждый гос¬орган. А если отказаться еще и от ежедневников по 6 тысяч тенге за штуку (закупки Минфина), от перьевых ручек по 21 тысяче тенге (Конституционный совет) и т.п., то вполне можно сэкономить несколько десятков миллионов. Мы уже не говорим о предметах, которые вообще никоим образом не относятся к разряду необходимых. Например, электрокофеварки по 120 тысяч тенге (все тот же Конституционный совет), профессиональные пылесосы по 300 тысяч тенге (15 таких закупил финпол – неужели для того, чтобы смывать кровь после допросов?). Кстати, ковры там тоже недешевые. Мы обнаружили один за 386 тысяч тенге. А чайные сервизы и столовые наборы для МВД, цены на которые варьируются от 14 до 18 тысяч тенге? С учетом разгула преступности в стране министерские чины должны питаться из металлических чашек с алюминиевыми ложками, а не создавать себе условия повышенной комфортности. Как это делает, например, Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, беззастенчиво вписывая в план годовых закупок гидромассажный аппарат за 1,8 миллиона тенге.
Неплохо было бы также ограничить стоимость оборудования для служебных кабинетов, а то наши чиновники уверовали, что по рангу обязаны пользоваться только самым лучшим, а, следовательно, дорогим. Например, Минфин запланировал покупку 50 телефонных аппаратов по 48 тысяч тенге каждый (в то время как некоторые другие министерства не брезгуют и трубками от 4-х до 10 тысяч тенге). Причем речь не идет о супернавороченных аппаратах. В числе требований, указанных Минфином, значатся только наличие спикерфона и АОН. На еще более широкую ногу привыкло жить МВД. В плане госзакупок этого ведомства фигурируют 30 стационарных кнопочных телефонов с АОН и спикерфоном по цене свыше 80 тысяч тенге каждый.
Или вот, аппарат акима ЮКО решил в нынешнем году закупить два МФУ («представляет собой полноценный копировальный аппарат с дополнительными функциями печати, обеспечивается встроенной интерфейсной печатной платой, дополнительно могут быть автоподатчик оригиналов, разделительные лотки, финишеры, дыроколы, фальцовщики и т.д. в зависимости от модели») по цене…670 тысяч тенге каждый. Даже трудно представить, о чем идет речь. К слову, Нацбанк, приобретая технику со схожими характеристиками, уложился в сумму, в тринадцать раз меньшую – 49,1 тысячи тенге за аппарат.
Отличилось и Министерство сельского хозяйства. В этом году ведомство намерено приобрести 477 автомобильных навигаторов (видимо, для всех своих региональных подразделений) по цене, вдвое превышающей среднерыночную. Каждый навигатор обойдется в 71428 тенге. Общая цена вопроса – 34 миллиона тенге. Видимо, руководство министерства обеспокоено тем, чтобы сотрудники не заблудились в бескрайних пашнях Казахстана.
А эфирное и кабельное телевидение? Нашим чиновникам на рабочем месте больше заняться нечем, как пялиться в «ящик»? В Министерстве индустрии и новых технологий на эти цели заложено триста тысяч тенге, а в комитете по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры – аж 14,2 миллиона тенге!
Еще одна статья расходов, которой не грех сделать обрезание, – консультационные услуги. На консалтинг наши министерства и ведомства выкидывают бешеные деньги. Например, в Минсельхозе на проведение научно-практических конференций и на консультации заложено почти 233 миллиона тенге (1,2 миллиона долларов), в Министерстве индустрии и новых технологий – 156 миллионов. А воз, как говорится, и ныне там. Картошку едим пакистанскую, огурцы – китайские, мясо – испанское, строим не реальные производства, а мыльные пузыри, и продолжаем слушать чужие советы по поводу того, как мифы и легенды современного Казахстана хоть как-то приблизить к реальности.
В конце концов, пора навести порядок в том, что касается расходов на транспорт и его обслуживание. Раз уж окрик президента наши добры молодцы пропустили мимо ушей, не пришло ли время приступить к более активным действиям? А то вон депутаты недавно попросили премьера разобраться с чиновниками, любящими купаться в роскоши за бюджетный счет и рассекать на мощных авто (хотя следовало бы вместо этого предложить законодательную норму, способную автоматически закатывать губу у «гурманов» на госслужбе). Каким образом на эту ситуацию может повлиять премьер? Его поручения точно так же не исполняются, о чем мы неоднократно писали. Если не будет законодательно установленных ограничений и реального контроля за их соблюдением, то ничего не изменится.
В частности, Министерство обороны, как свидетельствуют планы госзакупок, намерено купить два автомобиля стоимостью более 60 тысяч долларов каждый, финпол – две машины по цене 54 тысячи долларов, МВД – пять малолитражек по 65 тысяч долларов за единицу. А руководителю маслихата Южно-Казахстанской области и вовсе потребовался суперкар, способный разгоняться до 100 километров в час за 7,3 секунды и развивающий максимальную скорость до 240 километров в час.
Не отстают и чиновники из Алматы. В мае на портале госзакупок были размещены объявления о покупке пяти авто стоимостью 15 миллионов тенге каждый (82 тысячи долларов). При этом указывалось, что «членовозы» должны быть представительского класса, иметь пятиступенчатую автоматическую коробку передач, не менее шести подушек безопасности, ABS, SRS, ГУР, ПЭП, усилитель экстренного торможения, декоративную отделку элементов интерьера вставками «под дерево», климат-контроль. На 14 автомобилей по 57 тысяч долларов замахнулись госслужащие Атырау. Но пальму первенства здесь держит управление делами акима Восточно-Казахстанской области с внедорожником улучшенной комплектации за 23 миллиона тенге (126 тысяч долларов).
Даже когда чиновники пытаются соблюдать правила игры и двигают свои аппетиты по дорожке, ограниченной красными флажками самим президентом, они не перестают быть героями театра абсурда. Например, нашим коллегам из Костанайской области стало известно, что аким Жангельдинского района приобрел автомобиль отечественной сборки – Kia Mohave – за 8,3 миллиона тенге. Как сообщили в акимате, можно было, конечно, уложиться и в меньшую сумму, но, мол, плохие дороги и удаленность от областного центра потребовали покупки именно такого авто. Казалось бы, впору зааплодировать, если бы не то обстоятельство, что на содержание и ремонт плохих дорог, по которым аким будет рассекать на приобретенном джипе, в бюджете района заложено всего 5 миллионов тенге.
Аренда «колес» для чиновников тоже влетает в копеечку. Например, Агентство по защите конкуренции на аренду авто представительского класса готово потратить 17 миллионов тенге, или больше 90 тысяч долларов. А Минтранском намерен израсходовать на эти цели 26 миллионов тенге (142 тысячи долларов)!
Комфорт наши чиновники любят во всем. Например, мебель. Она не просто дорогая, а очень дорогая. Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями намерено в этом году закупить пять комплектов мягкой мебели, причем непременно из кожи, по цене 900 тысяч тенге каждый, а Агентство по защите конкуренции – один, но за миллион тенге. Минтранском покупает шикарные мебельные гарнитуры для руководителей – пять штук по 1,5 миллиона тенге. Впрочем, даже транспортному ведомству не угнаться в роскоши за Агентством по статистике, которое запланировало покупку кабинета руководителя за 2,8 миллиона тенге. Но и это еще не предел. Агентство по защите конкуренции намеревается прикупить мебели почти на 5 миллионов тенге. По-настоящему же нас шокировали запросы Минфина, который запланировал покупку мебельного гарнитура за 8 миллионов тенге (почти 44 тысячи долларов)!
Неравнодушны наши госслужащие и к красоте. Например, на услуги по изготовлению цветочных композиций акимат ЮКО запланировал потратить почти 3,6 миллиона тенге. А финпол готов выложить почти миллион бюджетных средств за комнатные растения и еще 550 тысяч на услуги по уходу за ними (?!).
Конечно, бесполезно давить на совесть наших государственных топ-менеджеров и тех, кто помогает им рулить, – у них она в том же месте, где смерть сказочного Кощея. Но и жесткое «баста!» пора произнести. Кто это должен сделать, мы все прекрасно понимаем. Иначе такими темпами мы не в тридцатку самых развитых стран мира войдем, а, скорее, возглавим список стран с самым высокими темпами воспроизводства чиновников и роста их трат на себя любимых.

Серикжан АДИЛОВ

Комментарии

Author kazax
Редактировать / Удалить/ Цитировать
09-авг-2014, 14:41

да настоящая зараза это чиновники!

Author гость
Редактировать / Удалить/ Цитировать
09-авг-2014, 16:40

аксенов предложил крымским чиновникам скромный набор для работы на конкретную сумму -остальное за свой счет хроший пример

Author cолнце
Редактировать / Удалить/ Цитировать
09-авг-2014, 17:05

Провести полномсштабную проверку всех запрашиваемых предметов, мебели и автомобилей , дать разрешение на закуп, но ежемесячно удерживать примерно по 150 000 тенге с зарплаты акима, его замов, руководителя маслихата (министра, его замов и т д), Для них это не деньги, 2-3 дня отдохнуть на Боровом

Author Арман
Редактировать / Удалить/ Цитировать
13-авг-2014, 22:36

Уважаемый Серикжан, я не госслужащий, но рад что мин Индустрии ставит флажки на переговорах , это обычный потокол!!! То что покупают дорогие телефоны , это позволяет экономить командировки . Давайте судить по результатам работы, а не по расходам!

Author Берик
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-авг-2014, 15:07

Уважаемый Арман! Как же вы правы - надо судить их по результатам работы. Причем судом присяжных! Если бы результаты работы были бы хоть сколько-нибудь положительными, вопрос о диких затратах на бездельников не стоял бы, уверяю вас.