ПЯТНИЦА, 10 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
3111 26-06-2014, 22:17

Снятие санкций в отношении Ирана - процесс постепенный


Неделю назад в СМИ появились сообщения о возможном снятии санкций против Ирана. Дело в том, что в конце ноября прошлого года шесть международных посредников - пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) плюс Германия - и Иран пришли к историческому соглашению о мерах по существенному урезанию ядерной программы этой страны в ожидании более полного соглашения, которое должно последовать по истечении шести месяцев, то есть к июню с.г.

Начало решения проблемы

Впрочем, не стоит ожидать полной отмены санкций в ближайшее время. Пока что мы имеем дело с начальным этапом этого процесса. Последующее зависит от выполнения принятых обязательств, которые включают в себя продолжение переговоров. Иран обязался сократить работы в рамках ядерной программы, предоставить международным экспертам доступ на ядерные объекты для более тщательных проверок в обмен на ослабление экономических санкций со стороны Запада. В частности, Тегеран должен прекратить обогащение урана свыше 5%, приостановить производство плутония, заморозить всю свою ядерную программу. Также он не будет добавлять новых центрифуг, не станет предпринимать какие-либо шаги, связанные с сооружением реактора на тяжелой воде в Араке. Иран может использовать только около половины из 18000 центрифуг, которыми он располагает на данный момент. Госсекретарь США Джон Керри заявил, что "сейчас у Ирана 200 килограммов обогащенного до 20% урана, а через шесть месяцев не останется ни одного килограмма". Тегеран согласился на то, чтобы к концу шестимесячного периода его запас (в настоящее время около 9000 кг) низкообогащенного 3,5-процентного урана будет не больше, чем сейчас. Пакет ослабления санкций оценивается в размере примерно 7 миллиардов долларов в течение шести месяцев действия промежуточного соглашения. Он включает предоставление Ирану доступа к его активам в виде иностранной валюты в размере около 3,6 миллиарда долларов, которые заморожены на счетах в зарубежных банках. Запад позволил ему продавать углеводороды в ЕС и США, хотя и с ограничениями, а также ослабил санкции в отношении нефтехимической и автомобильной промышленности, позволил поставлять в Иран запчасти для гражданской авиации и обещал воздержаться от введения новых ограничений. Основные санкции (в отношении нефти и банков), которые наносят ущерб иранской экономике, остаются полностью в силе до заключения окончательного соглашения. Однако мировая политика знает не только компромиссы, но и введение новых ограничений в торговле. Так, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции и нарушающими другие права человека, поправка Джексона-Вэника, была официально отменена в отношении России в ноябре 2012-го. Но в декабре того же года закон, совмещающий "Закон Магнитского" и разрешение президенту США отменить поправку в отношении РФ и Молдовы, был принят сенатом и подписан главой Белого дома. Кстати, поправка продолжает действовать в отношении ряда стран, в том числе Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Беларуси, Таджикистана, Туркменистана. История ядерной программы Ирана США и Иран в 1957 году подписали соглашение о мирном использовании ядерной энергии. В период с 1967-го по 1977-й США, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, а также ФРГ принимали участие в программе развития ядерной энергетики в Иране. Планы создания в стране 23-х блоков атомных электростанций и получения атомной энергии по большей части не были реализованы или оказались заморожены в результате исламской революции 1979 года. Духовный лидер Ирана аятолла Хомейни после прихода к власти немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере. В 1990-е годы, после смерти Хомейни, Иран приступил к сотрудничеству с КНР и Россией в области атомной энергетики. По экспертным оценкам, в стране построено до 20 объектов ядерной инфраструктуры. В апреле 2007-го Иран официально заявил о начале обогащения урана в промышленных масштабах. 11 февраля 2010-го президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. То есть был открыт путь к производству ядерного оружия. Заявления о необходимости иметь 50 тысяч центрифуг для обогащения урана до 20% усиливали сомнения относительно исключительно мирного характера ядерной программы.   Экономические санкции вместо интервенции В период с 2006-го по 2010-й Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции о санкциях по поводу ядерной программы Ирана. Также действуют резолюции, принятые в одностороннем порядке рядом западных стран и международных организаций. Общее требование - полная прозрачность ядерной программы и доказательства ее исключительно мирного характера. Страны Евросоюза (ЕС) ввели 1 июля 2012 года эмбарго на импорт иранской нефти. Аналогичный пакет мер финансово-экономического давления на иранский режим до этого был введен США. Вспомним, что со стороны Вашингтона звучали угрозы применить военную силу для купирования ядерной программы Тегерана. Некоторые эксперты считали, что более вероятен удар по Сирии - союзнику Ирана, что косвенно означало бы ослабление позиций последнего в регионе и на международной арене в целом. Доводы этих экспертов опирались на то, что Иран - более монолитная страна в религиозно-культурном отношении, причем она в девять раз больше Сирии по территории и в 3,5 раза больше по численности населения (в Сирии проживают 20 миллионов человек), не говоря уже о разнице в военной мощи и экономических возможностях. Поэтому в отношении Сирии было возможно военное вмешательство, не случившееся из-за противодействия в Совете Безопасности со стороны России и Китая. Ливийский сценарий не повторился. Применительно же к Ирану были выбраны экономические санкции. Они предусматривали запрет на экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, прямых иностранных инвестиций в газовую, нефтяную, нефтехимическую промышленность, экспорт продукции тонкой нефтепереработки. Также под запретом оказались контакты с отрядами Стражей Исламской революции, сотрудничество с морским флотом, банками и страховыми компаниями, финансовые транзакции. Экономические санкции возымели эффект. По оценке Международного энергетического агентства, иранский экспорт нефти снизился до уровня 860 тыс. баррелей в сутки в сентябре 2012-го с 2,2 миллиона в конце 2011-го. Как следствие, имели место падение доходов и столкновения на улицах Тегерана, когда резко упал курс национальной валюты - риала. Иранская дипломатия проявила национальную особенность. Она заключается в затягивании времени, с тем, чтобы другой участник переговоров полностью показал себя и проявил готовность к большему компромиссу. До этого неторопливо выслушивается аргументация и тщательно выясняется позиция оппонента. Компромисс со своей стороны иранцы приберегают на последний момент. Как заметил один из журналистов, который "ведет" эту тему с первых дней переговоров, на достижение результата у дипломатов ушло "десять лет и пять суток". Нельзя сказать, что Иран проиграл. Примечательны слова министра иностранных дел Израиля: "Необходимо понимать, что это самая большая дипломатическая победа Ирана, известная за последние годы. Ясно, что эта сделка подтверждает право Ирана на обогащение урана. Иранцы были, в конечном счете, вознаграждены". Британский "Economist" упомянул опасения скептиков, что соглашение увеличит на несколько месяцев время, необходимое для производства одного или нескольких ядерных зарядов. Действительно, есть политики, которые считали, что Иран мог использовать шесть месяцев до июня 2014-го для продолжения своих ядерных изысканий отнюдь не в мирных целях. В числе противников - Израиль и многие республиканцы в США, очень сомневающиеся в мирном будущем, только для гражданских нужд, ядерных планов Тегерана. Республиканцы в конгрессе США постоянно выступают за жесткую линию в отношениях с Ираном. "Коль скоро соглашение не предусматривает, что иранские центрифуги будут разобраны, мы ничего не достигли", - написал в Twitter влиятельный сенатор от Южной Каролины Линдси Грэм. "Я скептически настроена относительно соглашения с Ираном, потому что если некоторые санкции сняты, слишком сложно вернуться назад", - заявила, в свою очередь, сенатор от Нью-Гэмпшира Келли Айотт.   Позитивные сдвиги Стороны условились, что упомянутый шестимесячный период будет посвящен продолжению интенсивных переговоров для того, чтобы достичь окончательных договоренностей о тех параметрах, которые потребуются Ирану для мирной ядерной деятельности. Прежде всего, речь здесь идет о производстве топлива для атомных электростанций, исследовательских реакторов и тех реакторов, которые производят изотопы для медицинских и прочих гуманитарных целей. Тегеран согласился на целый ряд дополнительных мер контроля, помимо тех, которые сейчас применяет МАГАТЭ. В ответ Вашингтон уменьшил жесткость по отношению к иранской ядерной программе. Власти США уже 24 ноября 2013-го разморозили иранские активы на сумму 8 миллиардов долларов. Это как бы "жест вежливости", поскольку США оставляют в силе санкции в отношении Центробанка Ирана и более чем 20 крупных банков, сообщил Белый дом. Так что пока Иран по-прежнему ограничен в реализации нефтепродуктов, а также не имеет доступа примерно к 100 миллиардам долларов, "замороженным" в международной финансовой системе. Остаются ограничения в отношении тех, кто оказывает Ирану финансовые услуги, участвует в развитии энергетического сектора этой страны и поддерживает разработку баллистических ракет. По словам министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса, при принятии Евросоюзом решения о продлении послаблений в режиме санкций будет учитываться как соблюдение Ираном своих обязательств в рамках женевских договоренностей, так и дальнейший прогресс на переговорах с Тегераном по поиску всеобъемлющего решения ядерной проблемы. ЕС пересматривает режим запрета на поставки нефти, золота и драгоценных металлов из Ирана, а также на взаимодействие российского бизнеса с компаниями нефтехимической, автопромышленной и авиационной отраслей ИРИ. Также разблокируется часть активов Ирана на банковских счетах в ЕС. На фоне расширения территории, подконтрольной боевикам группировки "Исламское государство Ирака и Леванта", США рассматривают возможность налаживания прямого диалога с властями Ирана по обеспечению безопасности в соседнем Ираке. Со своей стороны, президент ИРИ Хассан Рухани отметил, что его страна готова рассмотреть любую просьбу о помощи для стабилизации ситуации в Ираке. У Ирана "нет иного выбора, кроме как противостоять терроризму", - подчеркнул Х. Рухани. Иными словами, Иран не проиграл, Иран остается региональной державой, с которой надо считаться.   Плюсы для Казахстана Урегулирование отношений Ирана с Западом выгодно Казахстану. Все-таки Алматы был выбран местом проведения в прошлом году двух раундов переговоров в формате "5+1" (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия). И в ходе этих раундов был подготовлен последующий успех переговоров в Женеве. Для Казахстана есть и чисто практический интерес в нормализации ситуации вокруг Ирана. Географическое расположение побуждает Казахстан, не имеющий выхода к мировому океану, использовать Каспий и путь через Каспий в Иран для транспортировки части своей нефти. Надо сказать, что две страны в прошлом году подготовили свои участки железной дороги Узень-Кызылкая-Берекет-Атрек-Горган (сокращенно Узень-Горган), и теперь задержка только за туркменской стороной. Пока товарооборот между двумя государствами довольно скромен - чуть больше миллиарда долларов ежегодно, но в перспективе, по словам посла Ирана в Казахстане г-на Горбана Сейфи, он может возрасти до пяти миллиардов. Талгат Исмагамбетов  

Комментарии

Author vrochkav
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июн-2014, 17:30

Класс, Россия и в Казахстане АЭС строит(http://miraes.ru/maek-mangistauskiy-atomno-energeticheskiy-kombinat-pervaya-kazahskaya-aes/) и в Иране и про ЮАР я что то с Иорданией слышал!