ВТОРНИК, 7 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
19-06-2014, 22:25

Шымкент хочет стать мегаполисом


Новый статус города После ряда публикаций в   нашей газете (в частности,  статьи "Ни к селу ни к городу", опубликованной 21 марта с.г.), в которых действия руководства Шымкента, связанные с его превращением в мегаполис, подверглись критике, мы решили выслушать позицию самого акима областного центра Дархана Сатыбалды. - Уже год, как вы на посту акима города. Вам выпала непростая доля - возглавить Шымкент на абсолютно новом этапе его развития. Как известно, глава государства отвел ему почетную роль - стать одним из первых современных урбанистических центров Казахстана. Скажите честно, еще "на берегу" не возникало желания бросить все? Тем более что для вас работа акима - дело новое… - Нет, подобного желания не возникало. Считаю, что у меня хватит знаний и сил, чтобы достойно справиться с возложенной на меня миссией. Тем более что я постоянно ощущаю поддержку со стороны республиканских структур, областного руководства. Естественно, в городе есть свои проблемы, которые мы будем решать в соответствии с их приоритетностью. А опыт - дело наживное. В то же время я вполне адекватно воспринимаю конструктивную критику, подобную вашей. Ведь, в конечном счете, она позволяет внести корректировки в наши действия. Более того, когда СМИ молчат, меня это настораживает. Значит, просто нас и нашу работу не замечают. К решению каждой задачи необходимо подходить взвешенно, с учетом региональной специфики и особенности ситуации. Я уверен, что лучший опыт государственный служащий получает не в своем кабинете, а при посещении городских кварталов. Как говорится, лучше один раз увидеть… - И все же без ошибок не обходится… - А я бы сказал так: не ошибается тот, кто ничего не делает. Вот и вы, кстати, выступили с критикой в мой адрес: дескать, прописал жителей присоединенных районов в центре реабилитации для лиц без определенного места жительства. Да, мы вынуждены были пойти на такой не совсем корректный шаг. Но, что называется, из двух зол выбирают меньшее. Люди должны были своевременно получить социальные пособия, но для этого у них не было соответствующей прописки, поскольку присоединение сельских районов к областному центру уже фактически произошло, а адрес у новых горожан остался еще сельский, так как на республиканском уровне не успели утвердить новый статус жилого массива как части города. Я думаю, что было бы гораздо хуже, если бы люди вовремя не смогли получить социальные выплаты и остались без средств к существованию. - Получилось, как в той поговорке: назови меня хоть горшком, только в печку не ставь… Ну а как быть вчерашним сельчанам с переоформлением своих земельных участков? Ведь кадастровые услуги нынче недешевы - их стоимость доходит до 40 тысяч тенге. - Сегодня мы вплотную занимаемся этой проблемой. Провели переговоры с соответствующими инстанциями на предмет возможного снижения стоимости этих услуг и довели ее приблизительно до четырех тысяч тенге. А в настоящее время рассматривается вопрос о выделении из местной казны компенсации и на эту сумму. Самая большая проблема - это перевод земель сельхозназначения под строительство. Ведь они не имеют никакой инфраструктуры, ею необходимо срочно заняться, а это долгий и дорогостоящий процесс. - По сути, продовольственный пояс присоединяют к областному центру. Как же мы теперь без него? - Действительно, присоединенные районы раньше считались продовольственным поясом. Подчеркиваю - раньше. Ведь, в сущности, это определение границ не имеет. Сейчас он просто отодвинется на какое-то расстояние. - А как же быть с людьми, которые привыкли к сельскому труду? Их насильно сделали горожанами… - Согласен. Но этот вопрос, в принципе, уже давно решен в верхах, и сегодня адресовать его мне не стоит. Казахстан - молодое государство. У него амбициозные планы. И, как правильно сказал наш президент, ему нужны крупные урбанистические центры. Это глобальная задача. И независимо от наших пристрастий, все присоединенные районы вместе с населением должны стать городом, более того, мегаполисом. Конечно, это вопрос времени. Но мы, как и подобает урбанистическому центру, будем расти не только вширь, но и ввысь. И тогда, надеюсь, ваши друзья-коллеги перестанут обзывать Шымкент одноэтажным мегаполисом. Этот процесс уже запущен, и он продолжится, независимо от того, кто будет находиться в кресле акима города. - Но как быть тем, которые не мыслят себя без деревенской жизни? - И эта проблема, в принципе, решаема. Со временем они смогут переселиться в аулы (слава богу, область у нас большая) на место тех, кто мечтает перебраться в областной центр. Таких желающих у нас тоже немало. - Как известно, с этого года в границы города Шымкента включены 40 населенных пунктов Сайрамского, Толебийского и Ордабасинского районов, а это около 140 тысяч человек. А коммунальные проблемы стоят там более остро, чем в городе. Как собираетесь их решать? - Вы правы, проблем действительно прибавилось. В трех из присоединенных сел полностью отсутствует водоснабжение, в семи - газоснабжение. В 17 населенных пунктах (почти половина!) вода подается по графику, 18 газифицированы лишь частично, в 17 уже не хватает мощностей для подачи электричества. Кроме того, почти на всех присоединенных территориях необходимо провести водоотведение. Проанализировав ошибки, допущенные в предыдущие годы, сегодня мы в первую очередь ставим в повестку дня вопросы, связанные с магистральными линиями, подстанциями, очистными сооружениями и подземными бассейнами. - В связи с увеличением населения особую важность приобретает задача обеспечения горожан работой. Что для этого делается? - Развиваем город в индустриально-инновационном направлении, то есть ведем строительство новых предприятий, индустриальных зон, технопарков. - По-вашему, как нужно внедрять инновации, при этом сохраняя наследие? - Эта тема сегодня очень актуальна. Городское пространство стремительно меняется, и очень важно, чтобы эти изменения коррелировали с историческим контекстом. Диалог экспертов - и местных, и региональных - позволит найти такие решения и выработать необходимые рекомендации. - Уже к следующему году Шымкент должен стать городом с миллионным населением. Для такого количества жителей нужно немало социальных объектов - школ, детских садов, больниц, спортивных площадок. Как будет решаться этот вопрос? - Конечно же, строительство социальных объектов имеет огромную важность для любого города, а тем более для Шымкента, где сохраняются очень высокие показатели рождаемости. Ежегодно число только первоклассников увеличивается у нас примерно на пять тысяч. За последние два года в городе построено 19 социальных объектов, в том числе пять школ. Кроме того, не теряет актуальности и вопрос обеспечения объектами дошкольного образования. Особое внимание мы уделяем также благоустройству дворовых территорий и строительству детских площадок. - Главный вопрос всех времен и народов - жилищный. Как он решается? Сохранится ли практика выделения участков под ИЖС? Или ее отменят в связи с преобразованием Шымкента в мегаполис? - В городе вопрос выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство стоит очень остро. Мы иногда даже не можем подыскать место для строительства социальных объектов - школы или детского сада. Свободных земель попросту нет! Истоки этой проблемы идут с 1990-х годов, когда большая часть сельского населения перебралась в поисках лучшей жизни в город. Это был процесс дикой урбанизации, когда люди хотели всеми силами остаться в Шымкенте. Тогда землю раздавали буквально всем желающим без наличия инфраструктуры. Это породило массу проблем, которые мы решаем до сих пор. Конечно, винить в случившемся кого-то сейчас бессмысленно, но все же это привело к тому, что сегодня в очереди на получение земельных участков под ИЖС стоят около 64-х тысяч человек! Последний раз земли под индивидуальное строительство были выделены в феврале 2008-го - это 1180 участков в микрорайоне "Достык". Теперь, согласно требованиям правительства, наделы можно будет получить только после создания необходимых коммуникаций. В последние годы в городе большой размах приобрело строительство многоэтажных домов в рамках государственных программ. Ведь по нормам градостроительства высотные здания должны занимать 70 процентов территории. А сейчас в Шымкенте больше половины домов - это частный сектор! Поэтому приоритетом для власти станет строительство микрорайонов с многоэтажными домами, что позволит снять остроту с земельного дефицита. В очереди на получение квартир стоят около 11 тысяч человек, среди них восемь участников и инвалидов Отечественной войны, 924 сироты, 5135 человек из социально необеспеченных или малообеспеченных слоев населения и 23 гражданина, чье единственное жилье признано аварийным. Сегодня в Шымкенте возводится 61 многоэтажный дом. Строительство этих домов позволит обеспечить квартирами значительную часть очередников. - Но на все это нужны немалые деньги… - Безусловно. Соответствующее финансовое подкрепление, позволяющее поэтапно решать проблемы жителей присоединенных к городу населенных пунктов, есть. Городским маслихатом утвержден бюджет на два года. Например, на 2014-й он с учетом республиканских трансфертов составляет 80,3 млрд. тенге - почти на 30 процентов больше, чем в прошлом году. - Для меня мегаполис имеет весьма стереотипную картинку: небоскребы из стекла и бетона, широкие двухуровневые автобаны, светодиодная реклама и т.д. Мне, признаться, трудно вообразить Шымкент именно таким. А вам? -Любой город - это сложная сумма взаимосвязей и взаимоотношений, проблем и возможностей, истории и новых подходов. Безусловно, каждый город по-своему уникален. Мы, например, у Стамбула учимся организации транспортных потоков, в Баку изучаем опыт интеграции старой архитектуры в новое инфраструктурное пространство, в Сингапуре - систему образования. Другие города, надеюсь, что-то черпают у Шымкента. И этот постоянный процесс взаимовлияния и взаимообогащения - одно из важнейших условий развития любого современного мегаполиса.   Беседовала Рамзия ЮНУСОВА  

Комментарии