ЧЕТВЕРГ, 19 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
22-05-2014, 22:55

О том, можно ли назвать Казахстан сильным государством


В чем сила, брат?

Какие уроки должен извлечь Казахстан из украинского кризиса, дабы избежать повторения у себя негативного сценария - эта тема стала в последнее время одной из главных. Понятно, что государство должно быть сильным, чтобы не оказаться в такой же плачевной ситуации, в какой оказалась "незалежная". Сегодня вместе с экспертами мы попытаемся ответить на вопросы: в чем же заключается эта сила, каковы ее критерии и отвечает ли им современный Казахстан?   Амиржан Косанов, независимый политик: "За независимость и территорию надо бороться" - Вы поднимаете очень важный вопрос, который касается основ государственности. Мы как-то не особо задумываемся о таких фундаментальных вещах, как сохранение независимости Казахстана и обеспечение целостности его территории. Мы воспринимаем эти понятия как нечто само собой разумеющееся. Но события в Украине показали, что за эти конституционные статусные принципы и положения нужно реально бороться. Как известно, береженого бог бережет, и поэтому нам уже сейчас нужно создавать все условия для того, чтобы у нас не был повторен украинский прецедент. Что имеется в виду? Прежде всего, необходимо усилить законодательные основы независимости. Например, ввести новые нормы, предусматривающие ответственность, включая и уголовную, за призывы и действия, способствующие нарушению целостности территории страны. То тут, то там раздаются голоса, подвергающие сомнению нынешние границы Казахстана. Их надо самым жестким образом пресекать! Также нужно более активно предпринимать публичные политические действия. Тем, кто из России (Жириновский, Лимонов и иже с ними) призывает пересмотреть наши северные границы, надо давать соответствующий дипломатически-политический ответ и требовать от официального Кремля адекватной и публичной реакции на эти провокации. Тем более что в канун подписания договора о создании ЕАЭС такое поведение вхожих в Кремль политиков вызывает реальное отторжение самой идеи союзничества со страной, которая аннексировала часть территории суверенного и, что немаловажно, братского государства. Мне кажется, что власти (да и всему обществу) надо по-новому задуматься над вопросом формирования у всех казахстанцев, невзирая на их национальность, чувства истинного, непоказушного патриотизма и любви к единой и неделимой Родине. К сожалению, сегодня такой работы не видно. Все ограничивается формальными, ничего душе и сердцу не дающими заседаниями, сухими статьями и выступлениями в государственных СМИ. Например, если завтра, не дай Бог, вдруг объявят о "необходимости защиты интересов русских и русскоговорящих" в нашей стране (с чего, кстати, и началась крымская кампания) - что в такой ситуации будет делать власть, и что будут делать наши сограждане? Поэтому, повторюсь, государство должно создать все условия для сохранения целостности территории страны. Это надо делать открыто, честно и, что немаловажно, независимо от того же Кремля. К сожалению, на сегодняшний день наш МИД выглядит как жалкое, даже не подобие, а... отделение МИДа России.   Серик Бельгибай, директор общественного фонда "RealPolitik": "Сильным государство может быть только на основе сильного общества" - Одна из главных проблем Казахстана - это монополия государства на все при полном молчании общества. В этом и заключается слабость. Современное государство может быть сильным только за счет общества. У нас же все упирается даже не в государство, а в отношения элит. Поэтому большинство статей и комментариев политологов посвящено обсуждению кадровых вопросов. Элиты и власть в целом не стали тем, чем должны были стать - национальной элитой, преследующей национальные цели. Причина в том, что это советская элита, и государство - советское (то есть его осколок). Они просто скопировали систему отношений, существовавшую в среде республиканской партийно-хозяйственной номенклатуры. Казахстан нельзя назвать сильным, несмотря даже на явное тяготение государства к директивным, силовым методам. Если и можно говорить о какой-то силе, то она обусловлена лишь слабостью общества. Природа не терпит пустоты. Если общество молчит и бездействует, то эта пустота заполняется государством. Произвол последнего может быть ограничен системой "сдержек и противовесов", являющейся классическим атрибутом демократии. Но за этими сдержками стоит сильное общество. Если же оно слабое, то ничто не может удержать государство от тотального вмешательства во все и вся. Сильное государство имеет четкое видение будущего. У нас такого видения, разделяемого всем обществом, не выработано. Это распространяется и на элиты. А раз нет видения будущего, то и нет смысла планировать далеко вперед - все заслоняется необходимостью выжить, получить какие-то блага сегодня, сейчас. Так живет элита, так живет большая часть общества. Естественно, каждый в силу своих возможностей: кто-то находится в поисках куска хлеба, кто-то складирует деньги за рубежом, не веря в их сохранность здесь. Ориентир на краткосрочные цели в ущерб долгосрочным чреват накоплением проблем, которые становятся все более серьезными и все более болезненными. Для их решения требуется санкция со стороны общества. Но наше государство уже не сможет получить кредит доверия от населения, так как не привыкло опираться на него. Поэтому в случае возникновения реальной необходимости получить согласие общества на те или иные действия власть вполне может оказаться в одиночестве.   Сергей Акимов, директор по исследованиям ОО "Казпотребнадзор": "Способны ли идеологические органы работать на опережение - большой вопрос" - Прежде всего, должна быть сильная и устойчивая модель правления с отлаженными процедурами передачи власти и рабочими механизмами по преодолению кризисов. С большинством из этих условий в Казахстане имеются проблемы. В данном случае необходимо обратить особое внимание на степень способности казахстанских идеологических органов работать на опережение. Впрочем, это общая проблема для властей большинства стран бывшего Союза. Наши идеологические органы преуспели в том, что касается зачистки и контроля информационного поля, а также сведения к минимуму потенциала оппозиции, а вот в части выстраивания последовательной работы с общественным мнением с прицелом на будущее имеются серьезные пробелы. Особенно отчетливо это было заметно в ходе претворения в жизнь серии непопулярных мер правительства Серика Ахметова, когда члены кабмина оказались не в состоянии аргументированно оппонировать противникам новых реформ. Все это создало базу для массовых народных выступлений, однако ранее проведенная основательная зачистка оппозиционного и гражданского поля лишила общество потенциальных лидеров и организационной структуры. Иными словами, жесткие и топорные меры, предпринимаемые властями, в нынешних казахстанских условиях позволяют достичь желаемого результата. Однако очевидно, что это не может продолжаться бесконечно, и такая модель работы системы рано или поздно даст сбой, который может повлечь непоправимые последствия. Подготовила Сауле Исабаева  

Комментарии

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
23-май-2014, 22:08

Согласен с Серик Бельгибай. У нас и изначально было в основном патерналистическое общество, ждущее от властей решения всех своих проблем. Небольшую активную оппозиционную часть власть затюкала и в итоге имеем то что имеем: в случае необходимости, типа защиты страны, у власти не на кого опираться. Более того, очень похоже на то, что наша власть (вернее ее лидер) считает, что что она (он) умнее всех и сможет исхитриться так, что выйдет из любой ситуации. Поэтому им (ему) нечего искать опору у народа, он не дорос до этого. Какой ценой выйдет, это не так важно, главное не привлекать к этому делу население. У меня такое чувство, что наши власти не считают население страны народом, с которым надо советоваться и считаться, хотя бы согласно Конституции.

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-май-2014, 22:31

А полицаи будут защищать эту власть?

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-май-2014, 22:41

Народ не будет, и это власть знает. А что кассается полицаев, то они показали себя и во время войны с гитлером и совсем недавно на западе РК.