ПОНЕДЕЛЬНИК, 13 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
25-04-2014, 01:30

Бюджетные потрошители, или Жилищно-коммунальный беспредел


Нецелевое использование   средств и откровенное   разгильдяйство чиновников, похоже, еще долго будут спутниками государственных программ, нацеленных на приведение жилого фонда и коммунальных объектов в цивилизованное состояние. Несмотря на регулярную критику со стороны президента, главы правительства, депутатов, распыление гигантских средств продолжается, а операторов программ, похоже, ничуть не смущает то, что они превращаются в самых натуральных бюджетных потрошителей. Модернизация ЖКХ стала одной из самых дорогостоящих программ, реализуемых правительством. Речь идет о миллиардах тенге народных денег, которыми отдельные товарищи, наделенные соответствующими полномочиями, распоряжаются, простите уж за сравнение, как дураки фантиками. Не зря же еще в августе прошлого года ОО "Казпотребнадзор", проведя соответствующее исследование, пришло к неутешительному выводу: "Данная программа является примером того, когда хорошая идея, поддержанная президентом страны, оказалась фактически дискредитирована в результате некомпетентности и воровства ответственными сотрудниками акиматов и председателями КСК, так как именно они имеют материальную заинтересованность при определении подрядчиков и составлении завышенных смет". Впрочем, парадокс заключается даже не в этом, а в том, что денежный краник из бюджета заклинило, и финансирование провалов продолжается без оргвыводов, без учета мнения общественных организаций и населения, без внесения необходимых корректив в соответствующие законодательные и нормативные акты. На этих "болевых точках" программы модернизации ЖКХ акцентировал внимание и бывший глава Счетного комитета РК, а ныне депутат мажилиса Омархан Оксикбаев. Выступая недавно на заседании Республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии "Нур Отан", он заявил, что "ЖКХ продолжает оставаться одной из самых коррупциогенных сфер общества". Нарисованная парламентарием картина выглядит уродливо и апокалиптично, но в то же время очень походит на правду, так как объединяет в себе все разрозненно озвучиваемые до этого факты, которые акимы и министры, отвечающие за данную сферу, избегают упоминать в своих отчетах. Чего стоит хотя бы озвученная Оксикбаевым цифра в 18,7 миллиарда тенге - именно такова, как выяснил Счетный комитет, цена нарушений бюджетного и иного законодательства в ходе реализации программы модернизации ЖКХ. Но особенно пугающим, по мнению депутата, выглядит на этом фоне рост коррупционных проявлений: "В 2013 году к ответственности по ст.12 (правонарушения, создающие условия для коррупции) Закона РК "О борьбе с коррупцией" было привлечено 49 сотрудников отделов ЖКХ акиматов и Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства регио­нального развития, тогда как в 2012-го таких было 34. А согласно данным Комитета по правовой статистике Генпрокуратуры, всего в 2013 году было зарегистрировано 61 коррупционное преступление, совершенное сотрудниками этих структур, против 25 в 2012-м", - сообщил он и добавил, что если приплюсовать правонарушения в сфере ЖКХ, совершенные работниками других подразделений акиматов и иных государственных органов, например, АРЕМ или АЗК, то статистика и вовсе окажется шокирующей. Раскрыл Омархан Оксикбаев и некоторые приемы, свидетельствующие о "ловкости рук" реализаторов программы ЖКХ. По его словам, если говорить о жилищном секторе ЖКХ, то большинство коррупционных правонарушений последнего времени связано с государственными закупками на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов: "Только в 2011-2012 г.г. из республиканского бюджета выделены 18 миллиардов тенге, на которые по республике были "отремонтированы" порядка 1 200 домов". Получается, что ремонт каждого жилого объекта в среднем обошелся в 15 миллионов тенге - этого бы хватило, например, на замену крыш или внутридомовых коммуникаций. Однако проблема в том, что тратились эти миллионы преимущественно на наведение внешнего марафета, что опять же дискредитировало саму идею программы в глазах населения. Но не чиновников, которым за красивыми фасадами многоэтажек, радующими глаз, не разглядеть отваливающуюся штукатурку в подъездах и не унюхать вонь, доносящуюся из подвалов. Да и не собирались они все это разглядывать и нюхать, для них главное - взять под козырек и отчитаться об освоении средств, а то, что за этими отчетами эхом раздается звук спускаемой в унитаз воды, их уже не касается. К этой мысли подводит и депутат, решивший с высокой трибуны озвучить некоторые результаты уже упомянутого нами исследования ОО "Казпотребнадзор": "79,8 процента опрошенных граждан недовольны результатами проведенного ремонта в их домах. Больше половины (54 процента) жильцов охарактеризовали качество ремонта как "плохое" и "очень плохое". Вариант ответа "отлично" составил менее 1 процента". Закавыка, как считает Омархан Оксикбаев, заключается еще и в следующем: "Подрядные организации для ремонта домов отбираются на тендерной основе исключительно отделом ЖКХ без участия заемщиков, хотя жильцы берут кредит на ремонт своего дома, фактически частного имущества". В этой связи депутат задается вопросом: "Почему до настоящего времени ни уполномоченный орган в сфере ЖКХ в лице Минрегионразвития, ни уполномоченный орган в сфере госзакупок - Минфин, ни надзорно-правоохранительные органы не поправили организаторов таких конкурсов?". Ответа у самого Оксикбаева, видимо, нет, зато есть воз и маленькая тележка сообщений от населения о 10-30-процентных "откатах" при выборе уполномоченным органом подрядчика. Впрочем, проблема не только в "откатах", непрозрачных госзакупках и в том, что чиновники бездумно распоряжаются, по сути, чужими кредитными ресурсами. Свою негативную роль играет и далекий от совершенства механизм использования бюджетных кредитов, направляемых на ремонт тех же многоквартирных жилых домов. В этой связи Омархан Оксикбаев озвучил конкретные факты. В частности, это нецелевое использование АО "СПК "Солтустік" выделенных кредитов на сумму 96,2 миллиона тенге, которые оно, не мудрствуя лукаво, направило на погашение задолженности по банковскому займу. Также в качестве примера был приведен факт оплаты за невыполненный объем работ и необоснованного перечисления подрядчику гарантийного обязательства без акта государственной приемочной комиссии АО "СПК "Атырау" на общую сумму, превышающую 28 миллионов тенге. Как сообщил парламентарий, для дальнейшей правовой оценки материалы по двум СПК переданы в правоохранительные органы. Что касается коммунального сектора, то депутат затронул тему тепловых сетей, на реконструкцию которых из республиканского бюджета ежегодно выделяются 3-4 миллиарда тенге: "При этом, во-первых, нет четких, объективных критериев отбора тех или иных проектов, все строится на субъективном факторе, то есть схема заведомо коррупциогенна. Во-вторых, как говорили наши респонденты-предприниматели, на всех этапах (при разработке ТЭО, ПСД, их экспертизе, проведении самих строительно-монтажных и ремонтных работ) присутствует необходимость договариваться". И в качестве еще одного доказательства Оксикбаев привел конкретный факт: "К примеру, Агентством РК по делам строительства и ЖКХ в 2011 году была создана очередная коррупционная ниша путем введения незаконной нормы об обязательном согласовании в АО "Казводоканалпроект" всех проектов, поступивших в РГП "Государственная вневедомственная экспертиза проектов". В целом же, как и в случае с ремонтом домов, система модернизации коммунальных объектов заражена все той же инфекцией. Омархан Оксикбаев привел следующие данные. Комитетом финансового контроля Минфина только в восьми местных исполнительных органах установлены финансовые нарушения на сумму 3,5 миллиарда тенге. Нарушения законодательства о государственных закупках потянули еще на 217 миллионов тенге. Например, управлением строительства Карагандинской области не проведена государственная экспертиза конкурсной документации по проекту "Строительство котельной г.Сарани". В дальнейшем за невыполненные в январе-июне 2013 года строительно-монтажные работы подрядчику ТОО "Павлодарский котельный завод" оплачено 490,6 миллиона тенге, а также без предоставления банковской гарантии названному подрядчику перечислен аванс в размере 409,3 миллиона. "По сути, в действиях должностных лиц управления строительства присутствуют все признаки коррупционных правонарушений", - отметил депутат и продолжил забивать гвозди в доску позора: "Выиграв в отделе жилищно-коммунального хозяйства города Усть-Каменогорска в 2011 году тендер на реконструкцию городских канализационных коллекторов стоимостью 696,3 миллиона тенге, ГКП "Оскемен Водоканал" оставило себе около 10 процентов от стоимости СМР, передав субподрядчикам только 634,8 миллиона тенге. Невольно задумываешься: а куда пойдут эти 10 процентов?". Хотелось бы верить, что та картина, которую описал Омархан Оксикбаев, все же станет руководством к действию для чиновников, правоохранительных и надзорных органов, а не будет направлена сразу же в анналы в качестве ужастика, адресованного особо впечатлительным согражданам. Хотя в сказки мы уже давно не верим, несмотря на то, что чиновники от ЖКХ пытаются кормить нас ими на протяжении четырех последних лет. Скорее, в следующем году мы вновь станем свидетелями констатации еще более масштабных фактов из этой серии, что невольно заставляет вспомнить нетленку, соскочившую с языка одного российского чиновника от ЖКХ, - "Рынок коммунальных услуг вечен, потому что нефть кончится, а дерьмо - никогда". Алмагуль Олжас  

Комментарии