ПОНЕДЕЛЬНИК, 16 ИЮЛЯ 2018 ГОДА
11-04-2014, 00:05

Бесконечная дорога реформ

KZ RUS ENG

Притчей во языцех является  тот факт, что на протяжении более чем двадцати лет независимости казахстанское высшее образование без конца подвергается реформированию. Иногда складывается впечатление, что по этой части именно наша республика побила все рекорды на всем постсоветском пространстве. Но по мнению подавляющей части педагогической общественности и не только ее, ни одна из реформ так и не принесла ожидаемых результатов.

В качестве наглядного примера возьмем последние реформы экс-министра образования Бакытжана Жумагулова. Начнем с того, что был отменен промежуточный государственный контроль (ПГК), то есть когда студенты по окончании 2-го курса проходили тестирование наподобие ЕНТ.

Справедливости ради отметим, что в свое время были и сторонники его отмены. Хотя бы из-за того, что весь второй курс студенты готовились именно к сдаче ПГК и в ходе подготовки складывалась не менее стрессовая ситуация, чем перед ЕНТ. И вот когда механизм сдачи ПГК был отлажен, а студенты и преподаватели наработали опыт по его прохождению, его вдруг отменили.

Но поскольку зуд реформаторства в стенах нашего Министерства образования и науки носит перманентный характер, то вместо ПГК внед­ряют новый экзамен на остаточные знания на 4-м курсе под названием "внешняя оценка учебных достижений" (ВОУД). Как объяснили чиновники МОН, это своего рода государственный мониторинг, на основе которого будут отсеиваться неконкурентоспособные вузы и закрываться специальности, по которым студенты не наберут необходимого количества баллов по итогам тестирования. Те же вузы, которые останутся на плаву, пройдут государственную аккредитацию, а в последующем - и международную.

Аккредитация - это процесс, посредством которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности вуза в целом или отдельных образовательных программ вуза с целью признания их соответствия определенным стандартам и критериям.

Международная ак­кредитация - аккредитация организации образования или программы зарубежным аккредитационным агентством.

Предполагается, что в результате дипломы выпускников наших вузов будут признаваться во всем мире. Но если на самом деле так и будет, то следовало бы задуматься, а что это нам даст в итоге? Скорее всего, новую утечку мозгов из Казахстана.

В некоторой степени в таком подходе присутствует определенный парадокс - он заключается в том, что мы как бы сами создаем условия для отъезда нашей молодежи. При этом мы и так ежегодно теряем не самую худшую ее часть, которая стремится уехать в дальнее зарубежье для получения высшего образования. Также не секрет, что и после получения заграничных дипломов большинство наших молодых сограждан стремится всеми правдами и неправдами остаться там, обрести хорошую перспективную работу, поскольку сделать это в Казахстане, даже имея диплом зарубежного вуза, весьма проблематично. Помнится, как другой экс-министр образования Жансеит Туймебаев в одном из своих публичных выступлений обронил фразу, что "на одного приезжающего иностранца для получения образования в Казахстане мы имеем трех отъезжающих из Казахстана студентов". Как говорится, выводы делайте сами.

В конъюнктурной погоне за международным признанием и престижем мы так и не создали свою качественную национальную систему образования. Никто и ни разу за все эти годы не попытался понять и осмыслить причины такого негативного положения вещей. Хотя одна из базовых причин этого лежит на поверхности. На наш взгляд, в корне неправильно слепо копировать иностранные образовательные системы. И уж тем более подгонять нашу систему под западные стандарты, так как мы сами не всегда до конца понимаем их содержание. Не говоря уже о том, что этот процесс должен проходить постепенно, безболезненно, а не в виде очередной "обязаловки" или банальной кампанейщины. Не потому ли в итоге и получилось так, что наибольшее количество министров сменилось именно в системе образования, а ни одна реформа в итоге не была доведена до ума?

Теперь несколько слов еще об одной такой реформе - академической свободе. Имеется в виду получение каждым вузом права самостоятельно разрабатывать новые стандарты обучения. Но ведь мы через это уже проходили в первые годы независимости, когда появились частные высшие учебные заведения. В ту пору каждый вуз самостоятельно составлял свои учебные планы, учебные курсы, учебные программы и т.д. На деле же получился банальный разнобой, когда каждый читал все дисциплины, какие только душе заблагорассудится. Это высокопарно называлось авторской разработкой. В конце концов, Министерство образования и науки объявляет тендеры на разработку государственных стандартов образования, единых для всех казахстанских вузов. Но это же нонсенс, который означает, что мы возвращаемся к тому, от чего в свое время отказались. Вот такое своеобразное хождение по кругу.

Припоминается еще одно нововведение Жумагулова - программа академической мобильности. Это когда студентов отправляют в зарубежные вузы на один академический учебный год. Идея сама по себе неплохая. Но опять-таки ее реализация требует огромных затрат. Тем более что так и остается непонятным, каков будет эффект от потраченных средств и где студент впоследствии приложит полученные знания? Не говоря уже об академической мобильности внутри республики, т.е. когда студенты из одного отечественного вуза приезжают в другой, что опять предполагает нерациональное использование средств, которые потребуются на проезд, размещение и питание.

В этой связи напрашивается логичный вопрос: неужели в своем родном вузе настолько плохо обстоит дело с преподавателями по данной специальности, что приходится отправлять студентов в другой? А как же быть с вопросами экономии? Ведь по сути получается нерациональное использование бюджетных средств.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о научных стажировках магистрантов. Отечественные вузы замахнулись на американские, английские и иные престижные учебные заведения, но при этом зачастую туда едут магистранты, даже не владеющие начальным базовым уровнем (!) английского языка. Как это обычно случается, выход нашли весьма гениальный по простоте. Заключаются сомнительные договора на всевозможные краткосрочные курсы (10-14 дней), по окончании которых выдаются не менее сомнительные сертификаты. Понятно, что зарубежные партнеры не прочь заработать на таких ни к чему не обязывающих курсах, на которых, как правило, они ограничиваются ознакомительной лекцией, туристическими экскурсиями, походами в музеи и т.д. и т.п. Зарубежные вузы весьма заинтересованы в таком, с позволения сказать, сотрудничестве, т.к. это серьезно пополняет их бюджет, тем более если они существуют за счет самофинансирования.

Еще одна "блестящая" идея Б.Жумагулова касалась самофинансирования вузов, что является калькой с практики Запада. Там университеты, помимо бюджетного финансирования, должны зарабатывать деньги самостоятельно. Это касается каких-то научных проектов, научных открытий, разработки инновационных технологий и т.д. Но если они не имеют прикладного характера, если их нельзя внедрить в производство, то в наших условиях это всего лишь профанация и опять же удобная схема для беспроблемного освоения бюджетных средств.

Многие профессионалы отечественной системы высшего образования обоснованно считают, что в условиях дня сегодняшнего реформы следует начинать с кадровой чистки всех казахстанских вузов, во многих из которых на руководящих постах сидят люди некомпетентные и случайные. Причем это касается как государственных, так и частных вузов. Их просто захлестнули цунами протекционизма, непотизма и кумовства, когда многие работники - это протеже высокопоставленных чиновников или же их родственники.

Существует еще одна деликатная проблема, которой многие стараются не касаться. Не секрет, что даже в административном аппарате самого Министерства образования и науки сидит множество дилетантов, не разбирающихся в элементарных вопросах. Не зря же в народе говорят, что рыба гниет с головы. Вопрос: откуда взяться продуктивности и эффективности проводимых в образовании реформ, если их разрабатывают и ими руководят люди, мало смыслящие в теории и практике высшего образования? Настоящих профессионалов выживают всеми путями, а вместо них принимают малообразованных людей, которые имеют базовое образование по одной специальности, но могут читать дисциплины по другим. Нередко можно встретить специалиста с базовым историческим образованием, который преподает, к примеру, экономическую теорию. Во многих вузах заведующими кафедр сидят люди пенсионного возраста, которые зачастую, спекулируя своим опытом и багажом знаний, получают полную нагрузку, но ни дня не проводят в аудиториях, а их нагрузку, как правило, отрабатывают или магистранты, или молодые преподаватели, которые, в свою очередь, из-за боязни лишиться работы добровольно-принудительно несут эту ношу. И такую картину можно встретить практически в любом вузе любой формы собственности.

В последнее время все чаще раздаются голоса (причем с самых высоких трибун) о том, что процесс перманентного реформирования отечественной системы высшего образования явно затянулся что и пора бы уже привести его к какому-то логическому завершению. С нашей точки зрения, это очень точная и своевременная постановка вопроса. Другое дело, кто решится поставить эту самую точку и как это сделать?

Не получится ли в итоге так, что если эти вопросы останутся без ответа, то мы потеряем последнее, что еще удерживает на плаву казахстанскую систему высшего образования?

Мади АЛИМОВ

 

Комментарии

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
11-апр-2014, 14:01

Непонятна логика - если утечка мозгов пойдет из-за введения в Казахстане ВОУД и аккредитации вузов, то куда они потекут? На Западе везде такое тоже есть! Разве что податься в Кот д`Ивуар или Буркина Фасо (это где-то в Африке)... И почему наезжаем только на Жумагулова? Все это (ВОУД, аккредитация, академическая свобода, мобильность) есть в Госпрограммах образования еще с 2005 года. Так что наезжать надо куда-то повыше, где эти госпрограммы выпекаются... СлабО? Тогда на проклятых западных буржуинов, которые все это сами уже давно придумали для своих вузов и злостно распространяют по всему миру через Болонский процесс. А бедный Казахстан - одна из их жертв! Да и нунешнего министра образования не забудьте - он продолжает активно рулить в сторону запада, намерен предоставить вузам абсолютную свободу. Так что статью надо бы серьезно усилить, а то что-то беззубая!

Оставить мнение