ЧЕТВЕРГ, 17 ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА
27-10-2011, 23:37

Экономичная, экологичная, эффективная


 Акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" разработало Мастер-план развития электроэнергетической отрасли до 2030 года, который предлагает реальные мероприятия по реагированию на все глобальные вызовы. При этом основной идеей послужил тезис Нурсултана Назарбаева из книги "Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития в XXI веке": "В поисках оптимального решения энергоэкологических проблем должны использоваться все способы, начиная с оптимизации потребления и повышения эффективности энергосбережения, через инновационное развитие возобновляемых и альтернативных источников энергии к созданию принципиально новых энерготехнологий". То есть речь идет о принципе инновации "энергетика - экология - энергоэкологичная экономика".

Главной задачей Мастер-плана является формирование основных подходов к инновационным преобразованиям в энергетике, являющейся базовой отраслью экономики, для осуществления перехода Казахстана к энергоэкологичной экономике.

Имеющиеся у нас основные программные документы по развитию электроэнергетической отрасли не охватывают все аспекты и комплексность задачи на долгосрочный период до 2030 года, а разработанная в 1999-м Программа развития электроэнергетики до 2030 года безнадежно устарела. Между тем сегодня перед энергетикой Казахстана стоит ряд вызовов, требующих незамедлительных решений.

Единая электроэнергетическая система Казахстана (ЕЭС РК) представляет собой единый комплекс электрических станций и электрических сетей, находящийся под централизованным диспетчерским управлением. Сегодня установленная мощность электростанций составляет 19,4 ГВт, располагаемая -15,3 ГВт. Согласно прогнозам, ожидается увеличение уровня электропотребления с 84 млрд. кВт.ч до 145 млрд. кВт.ч к 2030 году. Топология Национальной электрической сети (НЭС) сформирована во времена существования СССР и представляет собой многолучевую звезду с центром на севере, в Экибастузе, и направлениями на запад, восток и юг.

В Мастер-плане основной идеей преобразований в отрасли является создание к 2030 году эффективной, сбалансированной, высокотехнологичной Казахстанской интеллектуальной энергосистемы (КИЭС), которая должна отвечать всем глобальным вызовам, обеспечивать энергетическую и экологическую безопасность, строиться на принципах энергоэффективности и энергосбережения, обеспечить вовлечение в энергобаланс ВИЭ. Формирование КИЭС должно стать стимулом инновационного развития и роста научного потенциала страны.

SWOT-анализ текущего состояния электроэнергетики показал, что в секторе генерации основными рисками являются значительный уровень морального и физического износа оборудования электростанций, их низкий КПД (34% для конденсационных электростанций - КЭС), усиление негативного влияния на окружающую среду, отсутствие эффективного механизма возврата инвестиций, что сдерживает ввод новых генерирующих мощностей.

По мнению разработчиков, основным решением в секторе генерации является развитие на базе современных высокоэффективных и экологически чистых технологий с повышением КПД (45% для КЭС; до 60% для парогазовых установок ПГУ). При этом в секторе генерации тепловой энергии сохранится и даже усилится роль централизованного теплоснабжения за счет ТЭЦ при снижении потерь до уровня мировых, максимальном использовании режима работы по тепловому графику. Это даст возможность, в совокупности с мерами по модернизации комплекса ЖКХ, дополнительно сэкономить 6-7 млн. тонн условного топлива (у.т.), при этом уровень теплопотребления с учетом энергосбережения к 2030 году снизится на 11%.

Казахстан обладает значительными запасами первичных энергетических ресурсов, что позволит в перспективе обеспечить не только собственную потребность, но и осуществлять их экспорт. Запасов угля хватит на 150-200 лет, газа - на 70-90 лет с учетом экспорта на существующем уровне.

При этом основным риском для газовой генерации является рост цен на газ, для угольной - ужесточение требований по качеству угля (введение с 2016-го норм технического регламента, которым большая часть ресурс­ной базы не будет соответствовать).

Покрытие растущей потребности в электроэнергии планируется обеспечить за счет реконструкции действующих электростанций и строительства новых. Необходимо выполнить техническое перевооружение и реконструкцию существующих электростанций (7 ГВт), ввод новой генерации (12,5 ГВт). Улучшить структуру генерирующих мощностей позволит строительство Булакской ГЭС (68 МВт) на р. Иртыш и Кербулакской ГЭС (50 МВт) на р. Или, являющихся контррегуляторами Шульбинской и Капшагайской ГЭС, что обеспечит увеличение мощности ГЭС дополнительно на 800 МВт.

Доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе к 2030 году оценивается на уровне 10% (1800 МВт). Речь идет о малых ГЭС и ВЭС (ветровые энергоустановки). При этом масштабное вовлечение в энергобаланс ВИЭ, включая вопросы интеграции крупных ветростанций в электрические сети, требует всестороннего изучения международного опыта и взвешенного подхода к применению их в условиях Казахстана, включая изменения в законодательстве.

Что касается электрических сетей, то к основным рискам НЭС относятся: ограниченная пропускная способность сетей по основным направлениям: Север - Юг и Север - Восток, отсутствие связи Запада с Севером и Югом, недостаточная техническая оснащенность, необходимость транзита электроэнергии на дальние расстояния. Предлагаемые в Мастер-плане решения - это сооружение третьей ВЛ 500 кВ транзита Север - Юг (через Восток); ВЛ 500 кВ в направлении Запад - Север, Запад - Юг. Комплексная модернизация НЭС предусматривается на основе таких передовых технологий, как многоцепные и компактные линии электропередачи; комплектные распредустройства с элегазовой изоляцией до 500 кВ, облегченные высокотемпературные провода и сверхпроводниковые технологии; электропередачи и вставки постоянного тока; устройства FACTS, технологии Smart Grid, оптимизация режимов работы сети.

К основным рискам РЭК относятся: высокие потери, незавершенность создания АСКУЭ, неудовлетворительное техническое состояние сетей; метод формирования тарифов, который не позволяет осуществлять реконструкцию и модернизацию сетей.

Предлагаемые решения: модернизация сетей, внедрение АСКУЭ, новых методик формирования тарифа (в том числе RAB-регулирование, сравнительный анализ - бенчмаркинг), максимальное использование механизмов программы "Дорожная карта бизнеса-2020", интеграция РЭКов в КИЭС.

Комплексный подход к преобразованиям в электроэнергетике невозможен без энергоэффективности и энергосбережения на стадиях добычи, генерации, распределения и потребления энергоресурсов. Необходимо отметить, что:

- энергоемкость продукции в Казахстане втрое выше, чем странах ЕС; удельное теплопо­требление в два раза выше среднемирового;

- потери в сетях РК - 8,7% (при этом в НЭС - 5,7%) при мировых до 2,4%; в сетях РЭК в среднем 13% при мировых до 7,1%;

- потери в тепловых сетях составляют 30% (при мировых 18%);

- низкая стоимость электро- и теплоэнергии не стимулирует внедрение энергосберегающих технологий.

Для достижения целевых показателей по снижению энергоемкости ВВП не менее чем на 10% к 2015 г. и не менее чем на 25% к 2020 г. (в соответствии со Стратегическим планом развития РК до 2020 г.) в качестве основных решений рассматриваются:

- снижение энергоемкости в промышленности на 30% к 2020-му;

- снижение теплопо­требления в ЖКХ на 25% к 2020-му (при этом планируется рост удельного электропотребления в 2 раза);

- снижение потерь в электрических сетях РК до 4-5% к 2030 г., что эквивалентно вводу до 1000 МВт генерирующей мощности (в РФ планируется снижение с 13,6% до 8% к 2030 году).

Целевые показатели по снижению энергоемкости ВВП не могут быть достигнуты без принятия закона "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности" и Программы энергосбережения с планом мероприятий.

Важным аспектом в развитии и внедрении инноваций является создание и функционирование отраслевых научно-исследовательских институтов, исследовательских центров и лабораторий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ, в том числе совместно с крупными признанными международными организациями (университетами, компаниями).

В настоящее время в Казахстане проведение НИОКР финансируется недостаточно (в развитых странах расходы на НИОКР составляют до 3% от ВВП и выше, тогда как в Казахстане данный показатель не превышает 0,26%). Предлагается государственное финансирование НИОКР с ростом до 0,5-1% от ВВП - к 2012 г., до 3% от ВВП - к 2020 г.

Как показывает мировой опыт, инициатором и основным инвестором в развитие интеллектуальной энергосистемы, "Умных сетей", Smart Grid является государство. В этом направлении осуществляется ряд программ в Китае (70 млрд. долларов), США (19 млрд. долларов), Индии (10 млрд. долларов), ЕС (7 млрд. долларов) и др. В России ведется разработка Концепции, которая будет завершена до 2012 г.

Создание Казахстан­ской интеллектуальной энергосистемы (КИЭС) предлагается осуществить в четыре этапа:

1. (2011-2012 гг.) - принятие решения о создании КИЭС на государственном уровне;

2. (2012-2014 гг.) - формирование идеологии (концепции) для будущих инновационных преобразований;

3. (2015-2016 гг.) - внедрение пилотных проектов на базе новых технологий (50-100 млрд. тенге);

4. (2017-2025 гг.) - полномасштабная реализация КИЭС.

Принятие на государственном уровне решений о реализации комплексной программы инновационного развития электроэнергетики и создание КИЭС позволит сформировать к 2030 году ЕЭС РК как систему интеллектуальных сетей, обеспечивающих высокий уровень качества и надежности энергоснабжения потребителей.

Говоря об отрасли, необходимо особо отметить, что электроэнергетика Казахстана в значительной степени зависит от импортного оборудования. При этом отечественным производителям оказывается поддержка на законодательном уровне. В Мастер-плане предлагается поэтапное расширение ассортимента выпускаемой продукции и создание совместных или лицензионных производств с доведением характеристик оборудования до мировых. Это планируется осуществить на базе действующих предприятий.

В соответствии с планом первоочередных мероприятий, разработанным в составе Мастер-плана, инвестиции в электроэнергетику на период до 2030 года экспертно оцениваются в сумму около 9 трлн. тенге, в том числе в генерацию - 5 трлн. тенге; в сети НЭС - 1,4 трлн. тенге; в РЭК - 2,5 трлн. тенге. До 2020 года предусматривается ввод новой генерации - 4,3 ГВт, модернизация и реконструкция станций - 3,3 ГВт, строительство ВЛ 500 кВ для формирования КИЭС - 1900 км.

Реализация основных положений Мастер-плана потребует принятия новых законов, а также разработки новой Программы развития электроэнергетики до 2030 г. Необходимым условием для его успешной реализации является поддержка отрасли в части организации рынка электроэнергии и мощности. В настоящее время строительство и ввод новых генерирующих мощностей сдерживается отсутствием эффективного механизма возврата инвестиций. Кроме того, с целью сокращения технологического разрыва с передовыми странами требуются рыночные стимулы по внедрению инновационных разработок на действующих и строящихся энергетических объектах.

Таким образом, комплексная модернизация и инновационное развитие отрасли в Мастер-плане рассматривается через призму снижения экологического воздействия, возрастающих требований по охране окружающей среды, необходимости выполнения НИОКР, увеличения казахстан­ского содержания и развития новых производств.

Немаловажно, что разработчиками сделан акцент на формирование "активного" потребителя, который пока занимает позицию наблюдателя.

Государственное регулирование является залогом устойчивого и инновационного развития электроэнергетической отрасли и практикуется во всех странах мира. С учетом масштабных задач, стоящих перед электроэнергетикой, потребуется усиление роли МИНТ или создание отдельного государственного органа управления.

Для экономики любого государства электроэнергетика предоставляет огромные возможности с точки зрения инновационного развития. Именно этим целям, озвученным президентом РК Н.Назарбаевым, отвечает созданный Мастер-план по развитию электроэнергетической отрасли до 2030 года. Стратегический документ обеспечит для Казахстана четкое видение ситуации и ориентиров, к которым движется весь мир.

Максим НАГОРНЫЙ

Комментарии