ВТОРНИК, 7 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
13-03-2014, 21:51

Балет и опера на подмостках эпохи


Балет и оперу формально    можно отнести к массовым    зрелищам, и все-таки это элитарный вид искусства. Он требует и сверхталантливых профессиональных исполнителей, и зрителя с особым вкусом. И назвав "Астана Опера" нашим казахстанским брендом, мы смело заявили миру о своих высоких и очень серьезных амбициях.

Вообще, театров много быть не может, ибо каждый новый поднимает планку культуры и повышает концентрацию интеллекта. И все же коль скоро речь идет о театрах оперы и балета (а их у нас в республике четыре - в Алматы, Шымкенте и два в Астане), невольно возникает вопрос: не слишком ли их много, не перебор ли это? Вопрос этот мы адресуем ведущему музыковеду Казахстана, заслуженному деятелю искусств РК Юрию Аравину.

 

Тришкин кафтан, или Грабеж средь бела дня

- Театр "Астана Опера" действительно уникальный - по акустике, по архитектуре и дизайну, по технической оснащенности, - говорит Юрий Петрович. - Но исполнительское оперное искусство Казахстана, включая оркестр, хор и солистов, пока что не тянет на создание полноценного репертуара. В новом театре репертуарную политику восполняют, и довольно успешно, за счет приглашения оперных и балетных трупп, а главное - солистов. Оркестр в "Астана Опера" пока что сборный, но вскоре, думаю, он обретет свое полнозвучие - его дирижер Абзал Мухитдинов прилагает к этому все усилия. Правда, теперь надо бы по уму распорядиться другим столичным театром - имени Куляш Байсеитовой. Есть такая идея, я обсуждал ее с друзьями-коллегами, и они согласились со мной - открыть в этом здании театр национальной музыки. Там могли бы идти казахские постановки оперы и балеты, можно было бы проводить айтысы и другие шоу традиционного музыкального лицедейства. Идею эту я высказал во время одной из своих встреч с президентом.

- То, что открыт театр "Астана Опера", не может не вызывать в нас гордость. Но возникает неудобный вопрос: при дефиците музыкантов, певцов и т.д. не ободрали ли мы как липку наш родимый Театр оперы и балета в Алматы?

- Безусловно! Во имя триумфа нового театра административным силовым методом на его сцену перетягивают лучшие исполнительские кадры. Это и музыканты, и солисты, и хоровики, и кордебалет - все туда, чтобы там все было на уровне. А тут, в Алматы, - зияющие дыры, форменный "тришкин кафтан" дедушки Крылова! Забрали Дину Хамзину, Медета Чотабаева - солистов мирового уровня! Это нечестно. Потому что все-таки, несмотря на всю уникальность "Астана Опера", главным в Казахстане был и остается Государственный академический театр оперы и балета имени Абая. С большими традициями, наработками, сложившейся репертуарной политикой. И так вот общипывать его - несолидно, нехорошо.

 

Заграница нам поможет

- Но, согласитесь, заламывать руки и говорить о том, что неоткуда брать специалистов, мы не можем. Все же их поставляют театрам Консерватория Алматы и Университет искусств Астаны…

- Да! И плюс к этому сейчас очень активно проходят стажировки наших специалистов за рубежом. В Лондоне совершенствуют свое мастерство скрипачи, в Италии - певцы, в Германии и Франции - инструменталисты. Как говорится, заграница поможет. Так что специалистов есть где брать: склонные к движению - продвинутся.

- Мы ведь можем увеличить их выпуск в консерватории и университете?

- Конечно! Сама жизнь этого требует. Нам просто необходимо увеличить выпуск специалистов для наших элитарных видов искусства - оперы и балета. С оперой все ясно, а вот с балетом сложнее. Одного хореографического училища имени Селезнева нам уже явно мало. Кстати, мы забыли назвать еще одного участника этого процесса, занимающего пограничную область с оперой и балетом, - Карагандинский театр оперетты, имеющий глубокие традиции и снискавший признательность публики. Там ставятся не только оперетты, но и комические оперы.

 

Коварство и любовь зрительного зала

- Хорошо, со специалистами мы как-нибудь разберемся. А зрители - где их брать?

- О-о, это самый коварный вопрос.

- У нас в алматинском театре оперы и балета, как ни странно, аншлаги. Но здесь публика вызревала почти сто лет. А в Караганде? А в Шымкенте? А в Астане? Как-никак зрительный зал в "Астана Опера" рассчитан на 1250 человек - где их столько-то набрать? К тому же театрал вообще птица редкая, а тем более тот, кто тянется к опере и балету. Как быть?

- В Караганде, смею вас заверить, полный порядок. Карагандинская оперетта завоевала аудиторию, она славится, она популярна и любима зрителем. В Шымкенте - не знаю, по-видимому, театр выходит из положения за счет концертов и всевозможных шоу. Мне кажется, здесь нужна хорошо продуманная репертуарная политика. Театр надо использовать не на все сто процентов как храм высокого искусства, а как великолепный концертный зал для разно-жанровых выступлений, но обязательно высокой пробы. И это должна быть по преимуществу классика. Здесь должны проходить концерты хороших оркестров, ансамблей и крупных, знаменитых солистов. Это поможет решить проблему заполнения зала. Я пятый год веду программу "Шедевры оперного искусства на большом экране" в кинотеатре "Арман". Уже показано более ста спектаклей высокого уровня. Редко-редко, но аншлаг возникает. Во всяком случае зал, как правило, заполнен.

- Это что - воспитание зрителя, приобщение его к высокой классике?

- У меня на этот счет звучит романс "Сомнение". Через киноэкран воспитание? Нет, не получается. В основном это своя аудитория, уже взращенная на классическом искусстве, но не имеющая возможности реализовать все свои запросы. То есть это те, кто регулярно ходит в оперный театр. А вот молодежи - увы! - на этих киносеансах нет. Как же так, подумал я. А студенты консерватории, музыкального училища, "жургеновки" - почему их нет на таких киносеансах? Никого, ни одного студента! Разгадка проста: они по уши в Интернете, там десяток вариантов одной и той же арии, которые студент в любой момент может прослушать у себя дома. Компьютер вытеснил все. Если раньше мы сетовали, что кино вытесняет театр, потом сокрушались, что телевидение может перечеркнуть кино, то теперь пришел Интернет.

- Так ведь компьютерные колонки не дают хорошего качества звука…

- А и не надо! Потому что запросы не столько эстетические, сколько информативные. А если мне нужен идеальный звук, то я и колонки поставлю супер-класс.

 

Инкубатор для зрителей

- Между прочим, как меломан я и Медета Чотабаева, и Дину Хамзину выискал по Интернету, а уж потом услышал их на оперной сцене. Теперь они в "Астана Опера", их выкрали из алматинского театра…

- Я думаю, не стоит сокрушаться. Мне представляется, что сегодня, как и на Западе, нельзя засиживаться в одном театре. По всему миру сейчас антрепризная политика. Не только солисты, но и труппы сборные. Собрались, поставили спектакль, прокатили его по городам и весям. И разошлись.

- Тогда будем последовательны. Беда оперного певца в том, что в своем театре он выходит на сцену два-три раза в месяц. Но не такой уж дальний свет маршрут Астана -Алматы. Ведь солист "Астана Опера" в любой момент может приехать в Алматы на разовый спектакль. И наоборот…

- Тогда не пора ли создать административно-репертуарный центр для этих театров, где есть когорта певцов - первого плана, второго, третьего. И задействовать их можно не только по месту служебной прописки, но по мере надобности в любом из четырех театров. Тогда они будут более плотно задействованы в спектаклях, и репертуар театров обогатится.

- Кстати, Дина Хамзина пела "Аиду" в Казани и Амстердаме - без отрыва, так сказать, от Алматы…

- Вообще "Астана Опера" налаживает довольно тесные и широкие контакты с Европой и миром. Она приглашает на постановки мировые знаменитости - режиссеров-постановщиков, художников, дирижеров, исполнителей. Конечно, это требует и финансовых затрат, и большой активности. Но оно того стоит.

Лично у меня особую озабоченность вызывает проблема просветительства. Вспомните 80-е, 70-е, а тем белее 60-е годы. Сколько было музыкальных просветительских организаций! Кроме филармонии и "Казахконцерта", были общество "Знание", "Музыкальное общество". Университет культуры, при КазГУ работало "Общество семи муз". Мы с Анатолием Кельбергом "вырабатывали" по 40 абонементных концертов. В месяц. Каждый. Не считая стационаров. Публика? От малышей детсадовского возраста до выпускников школ. Профтехучилища. Институты, санатории, профилактории. Но вся абонементная система рухнула. И вот уже в этом году через Рената Салаватова (я поднажал на его самолюбие) удалось сделать абонемент взрослый и абонемент детский. Абонемент детский - сказки с симфоническим оркестром. Дети, естественно, приходят с родителями. А на следующий год Ренат предложил сделать абонемент уже для старших классов. Но в таком случае мы бросаем на произвол судьбы уже завоеванную аудиторию - родителей с детьми. Это те, кто через 10-20 лет заполнит зрительные залы на спектаклях опер, балетов, симфонических концертов. Я пытаюсь вбить в голову администратору Леве Мизеровичу простую истину: нельзя терять завоеванных позиций. А мне в ответ: где мы возьмем спонсоров? Милые, это же абонемент, за него платит зритель, гарантируя, что зал будет заполнен.

 

Проблема проблем

- Вообще-то прививать человеку любовь к высокому искусству оперы и балета надо со школьной скамьи. Но, похоже, уроки музыки и пения вообще исчезли из школьной программы?

- К великому прискорбию это так.

- На ваш взгляд, какой проблемы, имеющей отношение к опере и балету, мы с вами не коснулись? Какая проблема здесь не решена и, может быть, даже не поставлена на повестку дня, но требует к себе повышенного внимания?

- Та, о которой я уже говорил, - проблема просветительства, особенно молодежи. Что надо сделать, чтобы посещение театра стало для нее повседневной потребностью? Для этого прежде всего необходимо аннотирование спектаклей. Приведите ко мне аудиторию ненавидящих театр, и я переверну их сознание. Ведь я пять лет в оперном театре делал вступительное слово к спектаклям. Это как увертюра, работающая на сознание. Нам необходимо прививать культуру потребления духовной пищи. Зрителя надо воспитывать, а у нас нигде этого не делают.

Беседовал Адольф АРЦИШЕВСКИЙ

Комментарии

Author Emacix
Редактировать / Удалить/ Цитировать
29-окт-2015, 16:52

Aucune victime n a ete hospitalisee. http://lenitsky.com/premera-klipa-dyishutoboy/ Mais la realite hospitaliere est toute autre.