ВОСКРЕСЕНЬЕ, 7 ИЮНЯ 2020 ГОДА
6-03-2014, 23:22

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН


В один из последних дней февраля президент страны подписал Указ "О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан". Это поистине эпохальное событие, знаменующее собой переход к завершающему этапу выстраивания партнерских взаимоотношений государства и бизнеса, формированию благоприятного бизнес-климата, переходу от политики выявления и наказания к политике предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства.

Презентуя указ, Нурсултан Назарбаев отметил, что развитие предпринимательства является одной из ключевых задач Стратегии "Казахстан-2050". Он указал, что забота о постоянном улучшении условий работы предпринимателей всегда была и будет в центре внимания государства.

Действительно, на сегодня проведена большая системная работа по снижению административных барьеров. Серьезные реформы осуществлены в вопросах регулирования предпринимательской деятельности.

С 2009-го по 2013-й проведена масштабная инвентаризация разрешительной системы, в том числе два этапа сокращения разрешений по 30% каждый. Часть разрешений информационного характера в отношении деятельности невысокого уровня опасности была переведена в 2012-м на уведомительный порядок.

В 2008-09 годах президентом РК объявлялись моратории на проведение проверок в отношении бизнеса. Этот опыт показал, что в отсутствии проверок не произошло ничего страшного, предприниматели доказали свою добросовестность. Никто не пытался воспользоваться мораториями и обмануть кого-либо или иным образом нарушить закон.

В 2011 году был принят Закон РК "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан", которым были регламентированы подходы к вопросам осуществления госорганами контрольной и надзорной деятельности в отношении предпринимателей. Госорганы обязывались регистрировать в прокуратуре каждую проверку, размещать планы проверок за год вперед на своих сайтах и уведомлять предпринимателей о предстоящих проверках.

В прошлом году в целях консолидации бизнес-сообщества, обеспечения поддержки и развития малого и среднего бизнеса по поручению главы государства была создана Национальная палата предпринимателей. Уже сейчас она стала полноправным партнером правительства.

Вместе с тем следует признать: государственное регулирование предпринимательской деятельности в Казахстане все еще далеко от лучших мировых образцов, и бремя административного давления на нее еще довольно высоко. Это понимает и глава государства, а потому он дал понять недобросовестным чиновникам, что не намерен мириться с таким положением вещей.

Для понимания существующих проблем нужно немного знать предысторию вопроса. Казахстан является молодым государством, прошедшим путь от плановой экономики к рыночным отношениям. Потребовалось много времени и сил для осуществления этого перехода. Плановая экономика характеризовалась тотальным контролем государства во всех сферах экономической деятельности, детальным нормированием и санкционированием каждого шага ее субъектов. Такой подход до сих пор сохраняется в некоторых сферах. Государственные органы, осуществляющие регулирующие функции, всегда очень неохотно отказываются от своих полномочий и даже, наоборот, постоянно стремятся все больше и больше регулировать бизнес. Таким образом, растет нагрузка на предпринимательство, а с ней и коррупционное поле.

Плановые проверки как раз и являются одним из рудиментов советской эпохи. Тогда как в развитых странах они сохраняются лишь в отношении небольшого круга наиболее опасных видов деятельности, а во всем остальном проверки проводятся только по конкретным жалобам и фактам.

Существующая сегодня в Казахстане система плановых проверок напоминает ситуацию, когда владелец автомобиля во избежание возможных поломок постоянно его перебирает, пытаясь найти неисправности. Такая переборка двигателя требует постоянных затрат времени и сил, а автомобиль все равно ломается там, где владелец не мог этого предусмотреть. В развитых же странах контроль напоминает движение по ровному автобану с наблюдением за датчиками на приборной панели. Водитель вмешивается только тогда, когда срабатывает датчик, сигнализирующий о конкретной проблеме. Такой подход минимизирует затраты и в разы повышает эффективность. А еще отличие хорошей системы датчиков заключается в том, что она позволяет предвидеть проблему до ее возникновения и не допустить негативных последствий.

Именно поэтому указом президента предусмотрен отказ от плановых проверок как таковых и переход уже с 1 января 2015-го на проверки тех предпринимателей, у которых действительно высока вероятность нарушений законодательства. "Если предприниматель выполняет все требования закона, то проверяющие органы не должны приходить к нему вообще", - сказал глава государства.

Однако только пересмотр формата проверок был бы полумерой. Корень проблемы заключается в обязательных для исполнения требований, которые устанавливаются законодательством к предпринимателям. Зачастую эти требования противоречат друг другу, являются устаревшими или экономически неисполнимыми. Причиной этого является то, что чиновники, пишущие нормативные правовые акты, не думают о последствиях для субъектов регулирования, не оценивают реалистичность и обоснованность требований. Как следствие, если предприниматель будет на 100% соблюдать все требования законодательства, то он попросту разорится. Поэтому президент своим указом поручил параллельно с реформой системы проверок пересмотреть требования законодательства, исключив все излишние.

Указом также предусмотрено внедрение альтернативы государственному контролю в виде страхования ответственности предпринимателей перед третьими лицами. Зачем государству тратить средства налогоплательщиков на проведение проверок тех предпринимателей, которые добровольно застраховали свою ответственность? Даже в случае нарушения ими прав или иных интересов третьих лиц эти лица получат необходимую компенсацию от страховой компании. Такая практика существует в развитых странах и вполне применима для Казахстана.

А чтобы все эти меры по пересмотру формата проверок, сокращению проверочных требований, внедрению страхования были качественно проработаны и внедрены в правоприменительную практику Казахстана, данным Указом вводится мораторий со 2 апреля 2014-го по 1 января 2015-го, прекращаются проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением отдельных опасных сфер. За этот период правительство изучит существующие проблемы, разработает и обеспечит принятие всех необходимых нормативных правовых актов.

Помимо этого, дано поручение Генеральной прокуратуре предоставлять Национальной палате предпринимателей доступ к информации о проверках в отношении бизнеса. По словам президента, это позволит повысить прозрачность работы проверяющих органов и обеспечит эффективность общественного мониторинга.

Отдельные поручения, содержащиеся в указе, касаются завершения автоматизации выдачи разрешений, упрощения разрешительных процедур в сфере строительства, сокращения процедуры предоставления и изменения целевого назначения земельных участков, включая выдачу разрешений на строительство и подключение к инженерным системам.

"С 1 января 2015 года срок оформления земельного участка должен составлять не более 30 дней", - отметил Нурсултан Назарбаев.

Особое внимание он уделил законодательному обеспечению реформ. Правительству поручено в течение этого года в проекте Предпринимательского кодекса консолидировать все нормы законов о государственном регулировании предпринимательской деятельности, а также разработать и внести на рассмотрение парламента следующие законопроекты:

до 1 апреля с.г. - "О разрешениях и уведомлениях", которым предусматривается закрепление исчерпывающего перечня разрешений и уведомлений для бизнеса с внедрением принципов анализа регуляторного воздействия вводимых и действующих разрешений на бизнес. Этот закон поставит барьер на пути введения новых необоснованных разрешений для бизнеса, а также существенно упростит и детально регламентирует разрешительные процедуры;

до 1 сентября с.г. - законопроект, законодательно закрепляющий новый формат проверок, упрощенную процедуру ликвидации субъектов малого и среднего бизнеса, создание института уполномоченного по правам предпринимателей. "Его основная задача - защита прав предпринимателей", - отметил президент;

до 1 января 2015-го - "О саморегулируемых организациях".

Для разработки этих законопроектов правительство совместно с Национальной палатой предпринимателей до 1 июня с.г. должны провести полную ревизию соответствующего законодательства.

Глава государства подчеркнул, что реализация указа обеспечит улучшение условий для развития предпринимательской деятельности. "Это еще один важный шаг на пути к вхождению Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Уверен, что данная мера и выделение государственных средств на развитие предпринимательства придадут импульс для роста нашей экономики, увеличения числа рабочих мест и повышения благосостояния всех казахстанцев", - отметил президент.

Ожидаемый эффект от указа главы государства может быть измерен в конкретных индикаторах: это увеличение количества активно действующих субъектов МСБ и повышение их вклада в ВВП Казахстана, рост конкурентоспособности малого бизнеса, обеспечение занятости и улучшение благосостояния казахстанцев.

 

Комментарии