ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА
27-02-2014, 22:50

Уроки Майдана

Учиться на чужих ошибках и уметь вовремя  признавать свои - вот главная рекомендация независимых экспертов казахстанским властям и гражданам, если они хотят избежать повторения украинского сценария у себя на родине. До сих пор революции обходили стороной Казахстан, но это не значит, что такой угрозы не существует. Поводов для социального взрыва в стране накопилось предостаточно. Игнорировать их все равно что своими руками разжигать костер под котлом, из которого давно не выпускали пар…

Судя по публикациям в украинских СМИ и независимой российской прессе, главная причина событий в "незалежной" кроется не только и не столько в выборе вектора движения "на Запад" или "на Восток", сколько в том, что режим Януковича "достал" всех - и простой народ, и представителей бизнеса, в том числе и в восточных регионах страны. В этой связи мы обратились к казахстанским политикам и политологам с просьбой высказать свои мнения относительно украинских уроков применительно к Казахстану, задав им следующие вопросы:

1.Каковы эти уроки для казахстанской власти, в чем конкретно они заключаются? Как вы думаете, осознает ли их власть или же пребывает в уверенности, что нашей стране подобное не грозит? Если осознает, то каких решений и действий от нее можно ждать?

2.Каковы, на ваш взгляд, эти уроки для граждан Казахстана? Какая реакция массового общественного сознания представляется вам более предпочтительной: "Лишь бы не было войны, стабильность превыше всего" или "Мы должны, как и украинский народ, заставить власть считаться с собой"?

Амиржан Косанов, независимый политик:

"Власть все еще находится в плену иллюзий о 91-процентной поддержке со стороны общества"

- Один из важнейших уроков украинского Майдана заключается в том, что, несмотря на те или иные законодательные запреты на проведение акций протеста (в разных странах эти законы разные), никто не может отменить такое изрядно подзабытое в постсоветских странах понятие, как энергия масс. Ведь любой протест не рождается просто так, на ровном месте. Значит, в обществе есть те или иные проблемы, требующие более внимательного отношения со стороны власти. Их игнорирование как раз и вызывает недовольство граждан.

Да, в Украине существует проблема Запада и Востока. Это исторический фактор. Но на Майдан люди выходили и по другим причинам, с другими лозунгами. Речь шла о низком уровне жизни простых украинцев, о коррупции в государственном аппарате, о семейственности и олигархизации в бизнесе. Все эти негативные явления люди связывали с Януковичем. А он не хотел ничего менять. Вот здесь и лежит корень всех событий, которые в итоге привели к его позорному бегству. Нашей власти тоже надо серьезно и самокритично оценить ситуацию в стране и уже сегодня приступить к решению наиболее острых и значимых для рядовых казахстанцев проблем. Наша власть все еще находится в плену иллюзий о "91-процентной" поддержке со стороны населения. Это плохо и для нее самой, и для всего общества. Ибо в таком случае протестные настроения будут только расти...

На мой взгляд, в большинстве своем народ уже не верит в сказку о "плохих боярах и добром царе". Все мы являемся свидетелями того, когда люди вначале начинают разговор о сугубо социальных, местных проблемах, но потом приходят к политическому осмыслению причин этих явлений. То есть происходит политизация сознания общества: люди понимают, что ключ решения их проблем лежит именно в политическом устройстве страны, где почти нет контроля над властью со стороны народа, нет честно избранных депутатов, нет независимого суда и свободных СМИ. В целом это положительный процесс. У определенной части населения были надежды на то, что власть может самореформироваться изнутри, что она в состоянии сама избавиться от таких пороков, как коррупция, взяточничество, некомпетентность. Но, к сожалению, эти пороки становятся все более хроническими и неизлечимыми. 

Да и ведет себя власть не совсем логично: сама говорит о том, что надо экономить государственные средства, но в то же время, даже несмотря на девальвацию (вследствие которой карманы казахстанцев в одночасье опустели на 20 процентов!), не намерена отказываться от весьма затратных, малоэффективных мероприятий вроде ЭКСПО-2017 или "потемкинских" проектов в рамках программы ФИИР.

Люди также видят, как на фоне падения уровня жизни простых людей живут (точнее, жируют) чиновники всех рангов. На днях по ТВ показывали роскошь резиденции Януковича и генпрокурора Украины. А кто мне докажет, что у наших "слуг народа" нет таких хором и такого умопомрачительного убранства? Вывод один: Майдан, впрочем, как и все прежние народные выступления в различных частях света, должен заставить власть изменить свое отношение к собственному народу. Иначе наблюдающийся рост протестных настроений в нашей стране может принять весьма конкретные и осязаемые формы...

Мухтар Тайжан, президент Фонда Болатхана Тайжана:

"Если ты не занимаешься политикой, то рано или поздно она займется тобой"

- Терпение любого народа небезгранично, поэтому каким бы вечным ни казался штиль, но за несколько дней он может перерасти в шторм, который сметет все на своем пути. Арабские события, Майдан - яркие тому примеры...

Украинский народ сам по себе очень спокойный, но его довели до такого состояния. Вы же видели, как люди шли на автоматы, прикрываясь от пуль фанерными щитами. Кровавые столкновения на Майдане забрали жизни 82 человек, все они были объявлены героями. Когда их хоронили, народ скандировал "Слава!".

Никакие войска не способны спасти от справедливого всенародного гнева. История не раз нам это доказывала. К сожалению, не все в казахстанской власти осознают, что необходимо вести диалог с народом, а есть и такие, кто видит единственный выход в стрельбе на поражение. Мы наблюдали это в Жанаозене.

Главный же урок украинских событий для наших сограждан, на мой взгляд, заключается в том, что нельзя быть далеким от политики. Если ты ею не занимаешься, то рано или поздно она займется тобой. Такова суровая правда жизни. Ведь что такое политика? Это наша общая судьба, мы вместе должны ее строить. Скажем, недавняя девальвация коснулась каждого казахстанца, так как все мы в конечном итоге являемся импортерами. Если дорожает доллар, то автоматически дорожают все импортные товары - это то, что мы носим, едим, пьем. Потребительские товары у нас почти на 99,9% - импортные. А значит, девальвация ударила по всему населению, и это уже не столько чисто экономический, сколько политический вопрос.

Каждый из нас должен понимать: наводить порядок надо не только у себя дома, но и в подъезде, во дворе, в городе, наконец, в стране. Это наша общая территория, и мы все вместе должны о ней заботиться, иначе неустроенность в стране рано или поздно негативно отразится на тебе самом.

Если придерживаться принципа "Лишь бы не было войны, стабильность превыше всего", то лучше переехать жить на кладбище - там более чем стабильно, тихо, стопроцентная толерантность ко всему. 

Да, у нас нет оппозиции, она разгромлена. Кто-то сам ушел из политики, кого-то заставили. Но я вам одно скажу: если народ доведен до отчаяния, то ему не нужны оппозиционные лидеры. 

Наши последние митинги были в этом плане очень показательными. Я, к примеру, не знаю, кто их организовал, поскольку лидеров как таковых не было, народ самоорганизовался и вышел на площадь. Когда я получил сообщения по Whats­App, то решил, что это шутка, баловство, так как раньше перед любыми акциями протеста инициаторы звонили мне и приглашали. Я даже не ожидал, что люди пойдут. А в итоге получилось так же, как в свое время начиналась "арабская весна".

Максим Казначеев, политолог:

"Во главу угла необходимо ставить вопрос о повышении собственной информационной безопасности"

- Казахстанские власти могут извлечь из украинских событий несколько важных выводов. Главный из них связан с вопросами социальной защищенности граждан и соответственно с необходимостью оперативного и правильного их решения. Фактически именно негативная социальная обстановка формирует ту базу протестности, которая потом используется различного рода политическими группами, в том числе радикальными, для дестабилизации обстановки в стране.

Второй важный вывод - ни в коем случае нельзя медлить с решением проблем, когда политические страсти накаляются. Если пустить ситуацию на самотек, то она, как правило, приводит к еще большей эскалации насилия, напряженности и т.д. В принципе, у казахстанских властей уже есть свой собственный негативный опыт в этом плане - как вы понимаете, речь идет о Жанаозене. Они в течение восьми месяцев ничего не предпринимали, а в итоге пришлось привлекать очень серьезные ресурсы, чтобы разрешить конфликт.

И третий важный вывод, который казахстанским властям необходимо извлечь из украинских событий, заключается в том, чтобы минимизировать влияние иностранных структур на внутриполитические процессы в стране. То есть применительно к Казахстану во главу угла необходимо ставить вопрос о повышении собственной информационной безопасности.

Это три кита, три столпа, на которых, по большому счету, и держится устойчивость любой власти. На мой взгляд, в Казахстане за последние три года в этом направлении уже сделаны определенные и существенные подвижки...

Причем власти осознали существующие угрозы еще в 2011-м, после событий в Жанаозене. Но, к сожалению, действия по вбросу различного рода непопулярных социальных инициатив, не подкрепляемые соответствующей информационной политикой, набирают оборот. Особенно это было заметно в 2013 году. Существуют определенные сомнения в том, что исполнители, которые этим занимаются, являются специалистами в данной сфере. Видимо, понимание у власти есть, но нет кадров, способных делать это качественно и своевременно.

А люди, находящиеся сейчас на Майдане, под определение "народ" еще не подпадают, там не та социальная масса. Украинский народ скажет свое слово в день выборов. Что же касается граждан Казахстана, то тут, конечно же, сложно давать какие-то конкретные практические рекомендации. Наверное, нужно говорить о некоем эмоциональном фоне. То есть каждый ответственный гражданин должен понимать, что за два-три месяца можно наломать столько дров, что их не удастся разобрать за 50-60 лет.

Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета:

"Необходимо срочно сокращать дистанцию между властью и населением"

- Моя персональная исследовательская позиция заключается в том, что структурно мы близки к Украине. Причем речь идет не только о Казахстане, но и практически обо всех странах постсоветского пространства. То есть определенные характеристики являются для нас общими. Во-первых, это слабость государства: мы не видим идентификационной целостности, население дистанцировано от государства, которое, в свою очередь, не прилагает усилий к тому, чтобы сократить эту дистанцию. Последняя фраза уже свидетельствует о том, что даже я сейчас размышляю в рамках этой дистанции, потому как на самом деле государство не должно быть отделено от граждан, которые, по сути, его и наняли. Во-вторых, это кризис представительной власти: парламент и другие избираемые населением структуры не обладают общим набором интересов с самим этим населением.

Названные характеристики в наших странах совпадают, соответственно при определенных критических точках давления нельзя исключать того, что события, подобные тем, что имели место на Майдане, могут произойти и в Казахстане - пусть и не с такой эмоциональной напряженностью. В данном случае показательна реакция населения (точнее, его отдельных слоев) на недавнюю девальвацию. От реакции на предыдущую девальвацию 2009 года она существенно отличается своей жесткостью и остротой.

С учетом сказанного главная рекомендация для власти заключается в том, что необходимо сокращать дистанцию между ней и населением. Взять хотя бы поведение лиц, которые озвучивали информацию относительно девальвации. Оно четко демонстрирует, что, к примеру, Национальный банк очень далек от народа. Великолепный вопрос поставил в своем открытом обращении кинорежиссер Ермек Турсунов: "А против кого проводилась эта сверхсекретная операция?" Мне кажется, что эту дистанцию, которая в определенной ситуации начинает умышленно подчеркиваться, нужно срочно сокращать. К каким последствиям может привести ее сохранение, ярко показали "цветные" революции, "арабская весна" и Майдан.

Население Казахстана неоднородно. У нас есть разные социальные группы, разные социальные страты, которые имеют различные интересы. По каждой из них нужны отдельные рекомендации, собственные модели поведения. Я крайне далек от какого-то универсального мнения типа "давайте все выйдем на улицу" или "никто не будет выходить". Но считаю, что формат недавнего митинга против девальвации в Алматы на площади Республики - это совершенно приемлемый вариант демонстрации мнения граждан. Фактически он был мирным, и мы не видели каких-то серьезных эксцессов.

Подготовила Сауле Исабаева

 

Комментарии

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
28-фев-2014, 15:52

Нужно дистанцироваться от России! А то в СК будет как в Крыму!

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
28-фев-2014, 19:21

Согласен. Угрозв исходит в основном от русских, как внутри Казахстана, так и из вне... Наша вороватая власть все теснее сближается с Россией - тюрьмой народов. Ничего хорошего это нам не дает, В будущем будет только хуже.

Author Мурат
Редактировать / Удалить/ Цитировать
28-фев-2014, 21:05

Зачем про Россию?! Никто и не поверить. Лучше отвлечь внимание населения предложением следующей инициативы; Нужно создать одно всемирное государство-под началом ООН- и мы как генератор идеи первыми объявляем себя детьми Планеты Земля и людьми безгражданства

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
01-мар-2014, 00:45

Это говорит о том, что власть предержащие должны думать прежде всего не о своей мощне, а о народе, кому она обязана всем, и не задним умом, а изначально, и не смешивать государственные дела с семейными. Не путать государственный бюджет, с семейным. И научиться уважать в первую очередь себя, тогда будет уважение и к народу и уважение народа. Намыс дейді қазақтар, бірақ намыс деген жоғалған қасиет. Поэтому и буйствует коррупция, насилие, издевательства, прослушивания, убийства и т. д.

Author иван
Редактировать / Удалить/ Цитировать
01-мар-2014, 12:07

Всем народам СНГ и мира надо быть против вместе имперскую Россию

Author торегали казиев
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-мар-2014, 11:49

Сейчас власти Москвы и Киева (майданные) усиленно роют пропасть между русскими и украинцами. Подобно той, почти не преодолимой, которую так эффективно вырыли когда-то между русскими и поляками. Русскими и прибалтами. Русскими и грузинами - всего несколько лет назад. Задача наша в том, чтобы не появилась пропасть между казахами и русскими. Трещины такие появились еще во времена царские и советские, про то каждый знает. Только благословенное брежневско-кунаевское время замазало те трещинки и оставило заряд товарищеского дружелюбия между нашими людьми и народами, близкими по менталитету, когда власть в целом не мешала жить простым людям - этого заряда хватило и до сего дня, и его поддерживают в целом наши президенты. Но, как известно, у стран больших и у стран меньших, возможности разные. При начале независимости советники Бориса Николаевича в отношении стран СНГ придерживались принципа - жать на газ, "чтобы сами приползли" и уверили его и также поздних наследников... Дожали - разорили, в частности, Украину, ценами выше мировых. Запад расчетливый же просто ждал и вовремя дровишки добавлял, когда подмерзал жательный процесс.Бездарность 22-хлетней московской политики оказалась в том, что братишки не приползли - отпрыгнули к ЕС, не исключая и замысла того, что и этот вариант предусматривался. Тогда - запланированная ( кем-то и из москвичей?) пропасть... Не перейти же грани - задача сегодняшних, как майданщинной власти, так и власти московской. Виноват будет тот, кто умнее. Сохранить необходимо целостность украинского государства - если этого не будет, пропасть непроходимая создастся. И через сто лет про то не забудется, что большой брат перешел границу и разделил Неньку Украину... А бандюги, бившие на майдане обезоруженных милиционеров, обретут историческую славу защитников от оккупантов - уже теперь вполне заслуженно (?)... Если перейти грань. Которую еще пока не перешли.

Author торегали казиев
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-мар-2014, 12:58

Встает вопрос - а что же надо было делать росс. руководству эти 22 года, чтобы не дойти до сегодняшней грани - до возможной войны между Россией и Украиной? Самое рациональное - поддерживать ту часть политического класса, который к тебе хорошо относится и поддерживать имидж друга в украинском народе. Были ли для этого возможности? Еще какие - теснейшие экономические связи, кровное родство и т.д. - может быть,на планете нет ни у кого такой тесной близости как между русскими и украинцами. Самые олигархнейшие, то есть двигающие экономикой и действующими политиками в Украине - были завязаны теснейшим экономическим образом с Россией - почему же их не задействовали эти долгие 22 года? Ответ простодушен как пуля - так у них же деньги лежат на Западе! И те же укро-олигархи так же простушно - так и ваши же, росс.элиты (всей!) и государства российского (!), деньги там же лежат!!! Помню, в 1980-х годах, при жизни СССР, в газете "Қазақ әдебиеті" проскользнула большая загадочная статья. где приводились данные из какого-то британского энциклопедического труда - о будущем стран мира, в т.ч. республик СССР - они показывались расчлененными, как и сам почивший на сегодня Союз. При Горбачеве лидер демократов Гавриил Попов (мэр Москвы!) написал книгу "Что делать?", где пророчествовал о разделении СССР на 50-60 частей. В 1990-е годы мэтр мировой политики З.Бжезинский также предупреждал о соответствующих военных неприятностях на территории СНГ, при соответствующих условиях. Как известно, вышеуказанные "пророчества" из числа тех, что давно уже прокручены западными планировщиками как варианты реальных событий... Получается, что Запад добивается своего в том числе и руками москвичей... Потому они и не пошли самым рациональным путем.

Author торегали казиев
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-мар-2014, 15:37

Какой был бы лучший выход для Украины в сегодняшний исторический момент? 1.Если б на сцену верховной власти вышел деятель,который представлял бы силу, сумел объединить основные противоборствующие стороны и не был бы не неприемлем для внешних игроков - России и Запада. Который объяснил народу бы украинскому: "Мы стоим на пороге гражданской войны. Мы стоим на пороге войны с Россией. Мы стоим на пороге третьей мировой войны. Мы стоим на пороге расчленения и даже возможной полной гибели украинского государства. В этих условиях нам нужно вернуться к мирной жизни!"...2.Если москвичи не допустят ошибок. Война с Украиной равно приглашению "афгана" домой, когда миллионы родных братьев и даже сограждан станут моджахедами. Полной утратой доверия соседей и мира. О дольнейшем и говорить не хочется...3.Для мира - захват чужих территорий по языковому принципу означает, что США и Англия могут сделать это с половиной планеты, испаноязычные, арабоязычные, франкоязычные и т.д - тоже включиться в процесс - бардачок получается, опаснейший прецедент. Если по этническому принципу - все чайна-тауны мира - к Китаю, Москву - к Израилю и т.д. и т.п. Ведь все на свете перемешано, и есть святое для сегодня живущих поколений - сегодняшние границы государств. Если, конешно, чтобы соблюдался хоть какой-то порядок на этой грешной земле... 4.Молитесь, чтобы такой украинец-объединитель появился! Добра вам, братцы конотопци!

Author торегали казиев
Редактировать / Удалить/ Цитировать
04-мар-2014, 10:13

Что случится в геополитическом плане, если все же кто-то клюнет на западные поддавки и произойдет все же аннексия востока соседней страны? Один из вариантов - возникнет новая Речь Посполитая от Черного моря до Балтики - перед реальной опасностью малые соседние страны сгруппируются вокруг Польши. Вот уж на чью ускоренную модернизацию американцы не пожалеют денег! Это же будет сопоставимый противовес Германии и России, целиком завязанный только на США... Вместо братской Украины получится новый дрангнахостен, только с более родственным акцентом... Дядька Збигнев будет аплодировать своему старшему коллеге за великолепный ход... Ранее дядя Генри, говорят, намекал кому-то - покажи, на что способен...

Author JAZA
Редактировать / Удалить/ Цитировать
04-мар-2014, 21:14

То что происходит в последнее время в соседней России и те действия которые совершает Путин все последние дни - это агония воровской Путинской системы. И ничего он уже поделать не сможет. Украинский Майдан изменил ход истории на всем постсоветском пространстве. Изменил навсегда. Как бы события ни развивались в будущем обратного хода уже не будет. События и изменения скорее всего будут быстрыми , я бы даже сказал революционными и от нас всех мало что будет зависеть. ..............но я уверен что беда наш народ стороной........ ..............

Оставить мнение