Уже ясно, что стремительно разворачивающийся на наших глазах глобальный экономический кризис крайне негативно отразится и на экономике Казахстана. Как отметил в своей статье Нурсултан Назарбаев «Когда мы едины – мы непобедимы», «Встревожившая мир пандемия породила новый мировой экономический кризис. Прекратили работу крупнейшие предприятия, сократилось транспортное сообщение. Обвалились цены на нефть. Закрылись на замок границы, замер взаимообмен. Все это ведет к ранее невиданной, огромной по масштабам рецессии, увеличению безработицы».
В опубликованном 14 апреля официальном отчете МВФ нынешний кризис по своим последствиям для глобальной экономики сравнивается с Великой депрессией. Отечественные эксперты все чаще говорят о грядущем возвращении реалий 1990-х годов прошлого века. Мы попросили эксперта Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Радика Темиргалиева рассказать о самом трудном периоде в истории независимого Казахстана и о том, какие уроки можно извлечь из этого исторического опыта современным казахстанцам.
- Кризис 1990-х годов прошлого века Казахстану достался «по наследству» от СССР. Расскажите, пожалуйста, в общих чертах, в чем были причины советского экономического кризиса?
- В 1970-х годах прошлого века после начала эксплуатации западносибирских месторождений нефти и газа СССР обеспечил себя стабильным притоком валюты. Эти доходы помимо первоочередных задач диктуемых «гонкой вооружений» позволяли государству также довольно щедро финансировать различные социальные программы: строительство жилья, здравоохранение, образование. Поэтому старшее поколение часто вспоминает брежневские времена как период благополучия.
После прихода к власти Михаила Горбачева на мировом рынке произошел обвал цен на нефть и другие ресурсы. Это было несмертельно, но советское правительство непродуманной политикой способствовало ухудшению ситуации. При этом росли государственные расходы. В частности, Горбачев пообещал, что к 2000 году каждая советская семья будет обеспечена жильем. Для достижения этой цели были выделены колоссальные ресурсы. Также быстро стала расти средняя заработная плата. Для обеспечения расходов стало печататься все больше денег.
В результате популистские меры не улучшили, а ухудшили жизнь большинства советских людей. Рост производства продукции был небольшой и значительный объем денег, оказавшийся на руках у населения, просто опустошил все прилавки. В 1989-1991 годах в магазинах отсутствовали уже не только традиционно «дефицитные» товары, но и самые простые продукты питания. Многие регионы переходили на нормированное снабжение населения по специальным талонам.
Вместе с этим росло и недовольство населения, выплескиваемое в различных формах. В стране происходили тысячи самых разнообразных акций протеста, в некоторых регионах завязались настоящие локальные войны. Началось движение за независимость, причем не только в национальных республиках. В самой России стали чрезвычайно популярными настроения, что для выхода из экономического кризиса необходимо сбросить с корабля находящихся на содержании «младших братьев».
В результате, когда в декабре 1991 года СССР был распущен, общество отнеслось к этому факту практически равнодушно. По сути, всего за три года экономического кризиса в людях, в массе своей являвшихся абсолютно лояльными к правящему режиму гражданами, была убита вера в саму идею советской государственности.
- Чем был усложнен данный кризис после распада СССР?
- В начале 1992 года российское правительство приняло решение осуществить переход от плановой к рыночной экономике путем «шоковой терапии». Проще говоря, рынок сам должен был определить цены. Поскольку границы отсутствовали, а валюта была единой, Казахстану не оставалось ничего иного как последовать примеру соседей. Иначе россияне просто вывезли бы по дешевке все продовольствие из республики.
Целесообразность данного решения до сих пор является предметом дискуссий среди экономистов. С одной стороны, в 1992 году в магазинах впервые за долгое время появился разнообразный ассортимент товаров, но большинству населения они стали недоступны вследствие дороговизны.
Но самым тяжелым ударом по экономике стал поспешный обрыв связей между бывшими советскими республиками. Если говорить откровенно, то Казахстан просто выталкивали из единого экономического пространства.
Необходимо понимать, что никакой отдельной казахстанской экономики до 1992 года не существовало, все республиканские предприятия были встроены в единую советскую экономику. К примеру, добытая в Казахстане нефть перерабатывалась на российских НПЗ, а казахстанские заводы получали российскую нефть. И такое положение было во всех отраслях экономики.
Лишаясь налаженных связей и к тому же не имея новых партнеров в «дальнем зарубежье», казахстанские заводы и фабрики начали быстро сбавлять обороты или вовсе останавливать работу. Сотни тысяч человек, формально находясь в отпусках без содержания, фактически остались без работы и без средств к существованию. Все накопления обесценились.
В 1996-1997 годах ситуацию удалось стабилизировать, а некоторые отрасли экономики даже стали показывать рост. Но в 1998 году Казахстан столкнулся с последствиями Азиатского кризиса… Уверенный экономический рост начался в итоге только с 2000 года, когда в мире стал расти спрос на сырьевые товары.
- Что позволило Казахстану продержаться целое десятилетие при столь неблагоприятной конъюнктурной ситуации?
- Основным залогом стала сильная президентская власть. Я сам лично придерживаюсь либерально-демократических взглядов, но как историк знаю, что в чрезвычайных условиях только твердое единоначалие может обеспечить быстрое принятие необходимых решений.
Общественные дискуссии хороши тогда, когда страна достигает необходимой стадии развития, когда на первый план выходит задача сохранения завоеванных рубежей. В кризисной ситуации демократические механизмы занимают слишком много времени и не позволяют своевременно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.
Переход к президентской форме правления, осуществленный в Казахстане в 1995 году, позволил Нурсултану Назарбаеву в течение нескольких месяцев принять около полутора сотен критически необходимых указов, имеющих силу закона. Напомню, что в тогдашнем парламенте страны – Верховном Совете проекты законов рассматривались порой месяцами, что, мягко говоря, не способствовало стабилизации ситуации в стране.
- Какие еще уроки можно извлечь из кризиса 1990-х годов для казахстанского общества?
- Вспомнить можно о многом. В частности, теперь, как и 1990-х, будет множиться число псевдоцелителей, мошенников, предлагающих новые виды финансовых пирамид и откровенных провокаторов на политической сцене. К сожалению, это неизбежно. Нужно будет это просто пережить.
В этом плане может свою пользу принести личная или семейная история. Если в жизни раньше имели место какие-то неудачные «кейсы», вызванные соблазном решить простым способом сложную проблему, стоит освежить их в памяти и рассказать об этом взрослым детям.
Необходимо быть готовым к переменам в профессиональном плане. В 1990-х многие педагоги, врачи, инженеры вынуждены были уходить в «челночный бизнес», торговали на «барахолках». Это было психологически очень тяжело, но тем самым они сумели обеспечить себя и своих близких в трудное время. Конечно, точного повторения тех реалий «дикого рынка» вряд ли стоит ожидать, но многим казахстанцам придется браться за «непрестижную» работу. Иначе будет не выжить. В целом конкуренция на рынке труда очень сильно возрастет.
- В чем, по-вашему, отличие разворачивающегося на наших глазах кризиса от кризиса 90-х годов прошлого века?
- Во-первых, серьезным образом изменилось общество. Советские люди были попросту не готовы рассчитывать на собственные силы, поскольку привыкли к тому, что все решает партия и правительство. Они не понимали, как можно заниматься бизнесом, многие вообще считали, к примеру, торговлю недостойным занятием. Сейчас общество стало гораздо более инициативным и гибким в этом плане.
К тому же казахстанцы обладают ценным опытом выживания в 1990-х. Как гласит русская пословица, «за одного битого двух небитых дают». Возможно, населению в развитых странах в этом плане будет даже сложнее перенести предстоящие потрясения. В США была «Великая депрессия», в Германии - очень тяжелая ситуация после Второй мировой войны, но для современных американцев и немцев это уже далекая и почти забытая история.
Во-вторых, Казахстан вступил в 1990-е годы прошлого века без золотовалютных запасов, без полноценного аппарата управления, без границ, без армии, то есть без всего того, что позволяет называть государство государством. 16 декабря 1991 года формально Казахстан провозгласил Независимость, но фактически независимого государства не существовало. Его только предстояло построить.
Нынешний Казахстан обладает солидными денежными резервами, имеются все структуры и механизмы, позволяющие государству адекватно реагировать на все вызовы. Этот запас прочности позволяет сегодня президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву реализовывать беспрецедентные меры поддержки значительной части населения, временно утратившего источники дохода.
Поэтому не стоит излишне драматизировать ситуацию и впадать в отчаяние. Рано или поздно и этот кризис закончится. Необходимо только запастись терпением.