Резко «обострившаяся» китайская угроза как корова языком слизала с общественной и политической повестки дня русофобскую истерию, замешанную на мякине Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Борцы за национальные интересы, а по сути обыкновенные горлопаны, ведущие войну против сближения Казахстана с Россией, перекинулись на более благодатный «ужастик».
Нарастить количество лайков им теперь помогают домыслы о масштабной китайской экспансии, вызванные сначала земельной реформой, а теперь и перспективой переноса китайских производственных мощностей в Казахстан. При этом тему ЕАЭС вряд ли можно считать исчерпанной, тем более что сегодняшний рост антикитайских настроений способен поставить очередную подножку союзу.
В информационном поле, создаваемом официальными источниками, ЕАЭС сегодня позиционируется как успешное и перспективное интеграционное объединение, расширяющее границы и горизонты сотрудничества не только между своими участниками, но и с «внешним миром». Недавно стало известно, что возможность вхождения в союз рассматривает Монголия. Ожидается, что к концу года аналогичное решение примет Таджикистан.
Органами управления ЕАЭС прорабатывается вопрос о создании зон свободной торговли между союзом и странами-партнерами, в частности с Ираном и Индией. Прошедшая в последний день мая встреча глав государств, входящих в ЕАЭС, и недавние переговоры глав их правительств о дальнейшем периметре евразийской интеграции, конечно же, высветили проблемы экономического партнерства, но не породили в массовом сознании ощущение, что союзничество в рамках ЕАЭС стоит на краю пропасти. А между тем именно такой расклад в большей степени соответствует действительности.
Многочисленные внутренние проблемы фактически поставили на прикол корабль под названием ЕАЭС. Несмотря на оптимистичные реляции его отцов-основателей, непреодолимые противоречия между странами-участницами остаются главным тормозом на пути интеграционного сближения. Как точно выразился эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин, «процесс создания новых государств, новых элит, становления независимости с трудом коррелирует с наднациональными проектами как таковыми». Об этом свидетельствует и то, как проходит согласование Таможенного кодекса ЕАЭС, которое затянулось по причине невозможности участников союза прийти к единому знаменателю по ключевым вопросам.
Серьезно отяжеляет этот бэкграунд и наблюдающееся на протяжении всего существования ЕАЭС доминирование интересов России в союзе, что как минимум является раздражающим фактором, разводящим участников большой интеграционной игры по разным углам ринга. Отсюда и проистекают все чаще звучащие сегодня идеи переформатирования этого объединения в сторону сближения его с другими крупными мировыми державами и союзами, в частности с Европейским. По логике это должно сбалансировать интересы стран, входящих в ЕАЭС, позволить им на равных получать экономическую выгоду от сотрудничества и наконец-то сбросить с себя одеяние вечных падчериц. По сути же это не что иное, как бегство от реальности и попытка оправдаться за то, что впряженные в единую упряжку лебедь, рак и щука не способны тащить интеграционный обоз в светлое будущее из-за банальной боязни движения в параллельном направлении - в сторону политического союзничества.
Наблюдая неразбериху, творящуюся в ЕАЭС, трудно не согласиться с экономистом Петром Своиком, который неоднократно заявлял: «Никакого экономического пространства без политического пространства существовать не может. Именно отсутствие политической интеграции ведет к тому, что сейчас в общем экономическом пространстве очень много неувязок».
Но признать наличие этой проблемы - значит запустить «шутиху» на внутриполитическое поле своих стран. Малейший намек на возрождение СССР приведет к массовым акциям протеста, о чем говорит хотя бы пример нашей страны. Даже президенту РК, четко очертившему границы евразийского сотрудничества чисто экономическими контурами, так до конца и не удалось убедить в этом ту часть казахстанцев, в которых сильны комплексы, рожденные колониальным прошлым. А это еще один тупик, который ни на какой кривой козе не объедешь. Тем более что сближение ЕАЭС с ЕС на данный момент выглядит в высшей степени иллюзорной затеей, особенно если учесть наличие санкций в отношении России, которую из общей лодки не выкинешь.
Экономический кризис и отсрочка на неопределенный срок (в силу вышеперечисленных причин) достижения ранее озвученных перспективных целей ЕАЭС ведут к ослаблению союзнического потенциала, да и вообще интереса к объединению со стороны стран - участниц союза. Более того, растет степень разочарования в идее, которая гладко выглядела только на бумаге.
Но, с другой стороны, обратной дороги уже нет, и соскочить с подножки этого летящего в неизвестность поезда, сохранив реноме, смогут только государства, не являющиеся основателями ЕАЭС. Как заявил в марте текущего года белорусский президент Александр Лукашенко, «нам нужно совершенствовать Евразийский экономический союз, создавать союз не хуже ЕС. В противном случае мы перед нашими людьми будем выглядеть болтунами».
И как бы крамольно ни звучало это для тех, кто привык разыгрывать антикитайскую карту, вдохнуть новую жизнь в союз и придать ему необходимый импульс сейчас может только Поднебесная, с которой у каждой из стран - участниц ЕАЭС налажено сотрудничество на достаточно серьезном уровне. Тем более что речь идет о совершенно новом формате - об экономическом партнерстве на базе не только Евразийского экономического союза, но и китайской инициативы по созданию экономического пояса нового Шелкового пути. Стоит отметить, что инициатором этой идеи выступил Нурсултан Назарбаев. По оценкам экспертов, разворот в сторону КНР позволит ЕАЭС «достичь улучшения условий доступа своих товаров и услуг на китайский рынок». А кроме того «значительно поднять международный авторитет», перейдя на уровень создания «Большой Евразии».
Впрочем, пока это такой же «журавль в небе», как и все остальные ожидания, связанные с Евразийским экономическим союзом. Наличие экономических и политических противоречий и так отодвинуло старт переговоров о формате и механизмах сопряжения двух проектов (ЕАЭС и новый Шелковый путь) почти на год. Но есть политическая воля, демонстрируемая главами Казахстана, России и КНР, и она может оказаться достаточной для активизации этого процесса. Но вот вопрос: не подставит ли ему подножку провоцируемый сегодня некоторыми силами новый всплеск антикитайских настроений? Китайцы достаточно чувствительны к враждебным проявлениям, о чем свидетельствует сворачивание ими некоторых проектов после теракта в Бишкеке. А без Китая на данном отрезке пути ЕАЭС, по оценкам совершенно разных экспертов, ожидает участь чемодана без ручки, что невыгодно никому.