ПОНЕДЕЛЬНИК, 15 АВГУСТА 2016 ГОДА

Инфляционный налог вместо таргетирования инфляции: хотели как лучше, а получилось как всегда

Автор: Тулеген Аскаров 557 10-08-2016, 07:04

Вслед за «черным» вторником 26 июля, когда доллар подорожал почти на 15 тенге, в этот же скорбный цвет окрасился и минувший понедельник, когда государство отправило в свободное плавание цены на дизельное топливо.

В капле солярки - весь экономический мир

В итоге к первой годовщине объявленного в августе прошлого года перехода к инфляционному таргетированию стало вполне очевидно - сейчас правительство и Нацбанк опираются на девальвацию тенге и растущую инфляцию как ключевые инструменты для пополнения доходов казны при низких ценах на нефть. «Яйцом» в этой незамысловатой схеме выступает, конечно же, девальвация национальной валюты – она не только принесла властям дополнительные доходы по инвалютным активам за счет курсовой разницы, но и снизила почти наполовину цены на отечественную продукцию в долларовом эквиваленте. В итоге та же солярка оказалась в Казахстане дешевле, чем в соседних странах ЕАЭС. А это и было использовано как решающий аргумент в пользу отказа государства от регулирования цен на нее.

Но если негативный эффект девальвации тенге к доллару очевиден даже для неспециалистов в экономике и ощущается практически сразу, то влияние инфляции на нашу жизнь носит более многообразный и отложенный характер. К примеру, тем, кто не владеет транспортом с дизельными двигателями – грузовиками и легковыми автомобилями, тракторами и локомотивами, - казалось бы, можно и не беспокоиться после скачка цен на солярку. Но поскольку именно на такой транспорт приходится у нас основной объем грузовых и пассажирских перевозок, то нетрудно предположить, что уже скоро транспортники начнут повышать свои расценки. А вслед за этим поднимутся расценки и на перевозимые ими товары и оказываемые транспортные услуги.

Этот ценовой прирост неизбежно ляжет на плечи, точнее, карманы конечных потребителей, то есть всех нас, в результате чего в реальном выражении, то есть за минусом инфляции, наши тенговые доходы сократятся. Как уже выясняется, пострадают и экспортеры, обеспечивающие страну валютной выручкой, которая служит поддержкой слабеющему тенге. К примеру, в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий подсчитали, что ими ежегодно закупается более 400 тыс. тонн дизельного топлива. При таких объемах повышение цен на солярку выше 110 тенге за литр вполне реально сделает продукцию этой отрасли нерентабельной. Между тем по прогнозу министерства энергетики, цена на это топливо стабилизируется со временем на уровне в 115 тенге за литр.

В экономической теории для определения урона, наносимого ростом цен, используют понятие инфляционного налога. Но, как и положено в экономике, когда кто-то проигрывает, то кто-нибудь и выигрывает. Так и от снижения ценности национальной валюты под влиянием инфляции, как утверждают экономисты, есть несомненная выгода, которую получает государство, закрывающее дефицит бюджета за счет печатания денег. По мере роста цен на товары и услуги увеличиваются и налоговые поступления казны. Выигрывают и собственники крупного бизнеса с быстрым оборотом капитала – в первую очередь в торговле, банковском деле, экспортно-импортных операциях. Проигрывают же все те, кто получают свои доходы в фиксированной форме, - малообеспеченные граждане и так называемый средний класс. 

Все пошло не так

Но если за девальвацию тенге Нацбанк и правительство обычно получают комплименты от МВФ и других международных финансовых институтов, бдительно следящих за макроэкономическими показателями Казахстана, то с инфляцией дело обстоит сложнее. Ведь чем она выше, тем больше и риск перехода ее в стадию гиперинфляции, когда начинается разрушение основ экономики, - такую картину можно было наблюдать у нас в последние годы существования СССР и в первое пятилетие независимости.

К примеру, в 1992 году инфляция составила 3 060,8%, затем снизилась до 2 265,0% в следующем году и 1 258,3% в 1994-м. Только к концу первого десятилетия независимого существования Казахстана правительству и Нацбанку удалось взять под контроль рост потребительских цен и удерживать инфляцию в коридоре 6-8% годовых. Исключение составил 2007 год, когда на мир обрушился из США очередной финансовый кризис, - тогда инфляция поднялась до 18,8%, и прошлый год, когда она составила 13,6%.

Но если десятилетие тому назад курсовая политика Нацбанка была вполне определенная и стабильная, так как обменный курс тенге к доллару находился у заданной отметки с колебаниями в узком коридоре, то сегодня эксперты вполне обоснованно бьют тревогу по поводу первых результатов прошлогоднего перехода к инфляционному таргетированию.

Ведь в 2008-2014 годах были проведены две одномоментные девальвации тенге – одна Григорием Марченко, другая – Кайратом Келибметовым, причем первая при низких ценах на нефть, а вторая – при высоких. Однако инфляция за этот период так и не сумела вырваться за годовую отметку в 10% - наиболее высокий ее уровень сложился в тяжелейшем 2008 году на уровне 9,5%.

В этом же году годовая инфляция разогналась в июле до отметки в 17,7%, при этом непродовольственные товары подорожали за год на 27,8%, продукты питания – на 15,9%, а платные услуги – на 10,3%. И это дает основание экспертам утверждать, что инфляционное таргетирование в нынешних условиях не срабатывает, и, стало быть, нет особого смысла сейчас в переходе к этому режиму денежно-кредитной политики.

 

Инфляция в РК, в процентах, прирост

В Нацбанке же полагают, что ничего особенного не происходит, а инфляция постепенно «затухает» и к концу года вернется в прогнозный официальный коридор 6-8% годовых. Об этом в частности говорил председатель Нацбанка Данияр Акишев на недавней встрече в Акорде с главой государства. Г-н Акишев сообщил тогда, что по данным статистиков рост потребительских цен с начала текущего года составил 5,2% и в нем уже заложен эффект прошлогодней девальвации тенге.

Тогда резкий рост цен произошел в сентябре, октябре и ноябре соответственно на 1,0%, 5,2% и 3,7% к предшествующему месяцу. Теперь же, полагает главный банкир страны, этот эффект преодолен. Аналитики Нацбанка полагают, что при базовом сценарии в $40 за баррель нефти марки «Brent» пик инфляции придется на третий квартал текущего года, а в четвертом она опустится до однозначных величин.

Мы стали жить гораздо хуже, но худшее еще впереди

Но если этот прогноз и сбудется даже после нынешнего скачка цен на дизтопливо, отмечают эксперты, легче от этого казахстанцам и отечественному бизнесу не станет. По их мнению, инфляция снижается не столько от преодоления эффекта прошлогодней корректировки курса, сколько от падения реальных доходов населения. Ведь по оценке статистиков последние уменьшились в годовом выражении на 9,5%, что повлекло соответствующее падение потребительского спроса. На это указывает и снижение физического объема розничной торговли за год на 0,9%. И уж вовсе драматическим выглядит рост цен на основные продукты питания.

Ведь в июле по сравнению с тем же месяцем прошлого года сахар подорожал по данным статистиков на 65,4%, крупы – 40,4%, кофе, чай и какао – 31,3%, масла и жиры – 28,6%, хлеб – 27,1%, кондитерские изделия – 22,4%, рыба и морепродукты – 21,5%, фрукты и овощи – 20,7%, булочные и мучные изделия – 17,3%, макаронные изделия – 16,7%, мука – на 12,4%.

Если же считать динамику цен с начала текущего года, то на фоне общего их роста на 5,2% картофель подорожал на 41,4%, крупы – 27,3%, сахар – 26,4%, чай – 20,6%, хлеб – 14,3%. А ведь именно эти продукты составляют основу рациона малообеспеченных казахстанцев. Добавим также, что значительно подорожали в этом году и медикаменты (13,1%), проезд воздушным пассажирским транспортом (22,3%), железнодорожным транспортом на большие расстояния (14,1%), автобусами внутригородского сообщения (7,6%). В жилищно-коммунальной сфере тарифы на канализацию повысились на 25,3%, холодную воду – 12,4%, вывоз мусора – 11,8%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – 7,8%, отопление центральное – 7,3%.

Получается, что спустя год после начала перехода к инфляционному таргетированию не были достигнуты два его главных результата – низкая инфляция и понятная рынку курсовая политика Нацбанка. А ведь вхождение Казахстана в «Топ-30» развитых государств мира без достижения этих целей невозможно. Даже казалось бы более достижимая цель по инфляции в 3-4% годовых выглядит сегодня совсем уж нереальной. Достаточно будет нефтяным ценам опуститься до уровня в $30-35 за баррель, а российской валюте ослабеть до уровня 70 рублей за доллар, как тенге будет вновь значительно девальвирован, о чем уже предупредил г-н Акишев.

Об этом же говорят и аналитики Нацбанка в обзоре инфляции за первый квартал текущего года: «Снижение цен на нефть и низкие темпы роста ВВП, вероятно, приведут к ослаблению тенге, что скажется на более медленном снижении инфляции. В результате возникнет высокий риск выхода инфляции за рамки целевого коридора в 2016 году (6-8%)».

Не ожидают ничего хорошего и казахстанцы, опрошенные исследовательской компанией «GfK Kazakhstan». Почти треть из них (32,6%) полагают, что потребительские цены в предстоящие 12 месяцев будут расти нынешними темпами, 12,3% ждут ускорения темпов роста цен. Около четверти респондентов (22,9%) надеются на замедление инфляционных процессов, и только 14,6% верят в то, что цены останутся на нынешнем уровне.

Результаты опроса населения РК: Как, по Вашему мнению, изменятся цены на продукты питания непродовольственные товары и услуги в следующие 12 месяцев?

39,4% опрошенных считают, что материальное положение их семей скорее ухудшилось за последние 12 месяцев, 52,6% не видят каких-либо изменений, и только 7,3% видят здесь перемены к лучшему. И подавляющее большинство респондентов - 86,7% - заявили о том, что за последний месяц им не удалось отложить какую-нибудь сумму денег.

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


опубликовал 10 августа 2016 17:50
Ерунду такую пишете, читать противно. "52,6% не видят каких-либо изменений". Конечно, если туфли на рынке были по 5 000 тенге, а стали 9 000 -12 000 тенге - это не изменения совсем, особенно если в семье двое детей и муж. Одежда вдвое подорожала. Картошка и мука - и те подорожали на треть! Никаких изменений! Нет слов.




Астана: 26 °C
Алматы: 26 °C
    
$ 344.46
383.94