ВТОРНИК, 24 МАЯ 2016 ГОДА

"Шило" и "мыло": что даст обмен должностями Досаева и Бишимбаева?

Автор: Тулеген Аскаров 1243 20-05-2016, 00:10

Хотя довольно странный обмен фигурами министра национальной экономики и председателя правления НУХ "Байтерек" вызвал шутливо-язвительные отклики в социальных сетях, на самом деле от этого ни реальной экономике, ни госхолдингу не становится легче. 

Может, лучше было назвать министерством экономического спада?
В хронологическом порядке начнем с отставки Ерболата Досаева, состоявшейся в ходе экстренного совещания в Акорде под руководством главы государства 5 мая. Формальным поводом для нее стало недовольство главы государства работой Министерства национальной экономики по разъяснению изменений в земельном законодательстве - министру объявили о неполном служебном соответствии. Но, судя по данным официальной статистики и критическим отзывам экспертов, отставка г-на Досаева только на первый взгляд выглядела неожиданной, ведь на самом деле с кадровыми переменами на одном из ключевых постов в экономическом блоке власти заметно запоздали! 

Дело в том, что с сентября 2012-го, когда г-н Досаев возглавил Министерство экономического развития и торговли, а затем руководил последовательно Минэкономики и бюджетного планирования, давшего жизнь нынешнему Миннацэкономики. На фоне высоких цен на нефть ситуация развивалась по принципу "очевидное - невероятное". Если в посткризисных 2010-2011 годах отечественная экономика росла темпами 7,2-7,3% в год, то в 2012-м она показала лишь 4,6%, в 2013-м - 5,8%, в 2014-м - 4,1%, а в прошлом году ее динамика замедлилась до 1,2%. В нынешнем же году по итогам января - апреля она и вовсе ушла в "минус", на что указывает значение краткосрочного экономического индикатора, составившего 99,1% относительно того же периода прошлого года. При этом в промышленности спад производства составил 1,4%, в связи - 4,5%, в торговле - 5,9%, внешнеторговый оборот (январь - март) сократился на 30%, инфляция в годовом выражении взметнулась до 16,3%. И это в условиях, когда в отличие от соседней России Казахстан не обменивается санкциями с Западом и к тому же стал в прошлом году членом ВТО. Чтобы читатели могли оценить драму, разворачивающуюся в нашей экономике, напомним, что в последний раз снижение ВВП было зарегистрировано по итогам аж 1998 года - на 1,9%. 

Как видно из данных статистиков, за время пребывания г-на Досаева у штурвала отечественной экономики в последние годы значительно замедлилась динамика производства товаров в Казахстане - с 3,9% по итогам 2013-го до 0,1% в прошлом году. В "минусе" закончила год отечественная индустрия, за исключением обрабатывающей отрасли, где был показан слабый рост на 0,2%. Более того, с 2012-го происходит падение темпов роста производства услуг - с 10,4% до 2,4% по итогам прошлого года.
Как бы то ни было, глава государства на упомянутом совещании назвал г-на Досаева одним из "эффективных министров", а эксперты считают его еще и одним из наиболее грамотных членов Кабмина, последовательным либералом, проведшим в жизнь целый ряд экономических реформ, включая приватизацию стратегических отраслей и либерализацию государственного регулирования услуг монополистов и доминантов. Остался нерукотворным памятником экс-министру и скорректированный прогноз социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы. Согласно официальным оценкам Миннацэкономики, среднегодовая цена на нефть в текущем году прогнозируется на уровне $30 за баррель, обменный курс доллара повышен с 300 до 360 тенге, рост ВВП составит 0,5%. ВВП же на душу населения снизится до $6,9 тысячи, что лишь немногим больше показателя 2007 года. Таким образом, с макроэкономической точки зрения среднестатистический казахстанец оказался отброшенным на десятилетие назад! 

Сейчас не лучшие времена для госхолдингов
Вряд ли можно считать блестящей ситуацию и в НУХ "Байтерек", бывший глава которого Куандык Бишимбаев по воле Акорды занял пост министра национальной экономики. С одной стороны, как следует из недавнего решения международного агентства Fitch Ratings, снизившего этому госхолдингу долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной валюте с "BBB+" до "BBB", а в казахстанской валюте - с "А-" до "ВВВ" вслед за понижением суверенного рейтинга Казахстана, НУХ "Байтерек" остается стратегически значимым для государства в проведении политики развития и диверсификации экономики.
Но, с другой стороны, аналитики того же Fitch в комментариях к решению снизить рейтинги "дочек" "Байтерека" - "Банка развития Казахстана" и "Жилстройсбербанка" - указывают на ограниченные собственные финансовые ресурсы госхолдинга, создающие "умеренный риск задержек с получением и передачей господдержки". В 2014-2015 годах госхолдингу были выделены 598,6 млрд тенге из Национального фонда и 34,2 млрд тенге из республиканского бюджета. Но эти суммы выглядят весьма скромными по сравнению с размером совокупного ссудного портфеля банковского сектора, достигшего к 1 апреля текущего года 15 трлн 619,2 млрд тенге, ибо составляют от него в общей сложности лишь 4%. А если соотносить объем средств господдержки, поступивших за два последних года в "Байтерек", с инвестициями в основной капитал, то они сравнимы с вложениями на эти цели всего лишь за один октябрь прошлого года, когда было потрачено 656,2 млрд тенге. Вряд ли может впечатлить и финансовый результат НУХ "Байтерек". К примеру, в 2014-м его чистый доход составил 41,6 млрд тенге, что гораздо меньше прибыли, которую заработал своим акционерам "Народный банк Казахстана" за тот же год - 114,4 млрд тенге. 

Не вполне соответствует нынешним грустным реалиям экономики и сложная структура НУХ "Байтерек", представляющего собой конгломерат из 11 "дочек". Пять из них имеют статус институтов развития, участвующих в финансировании, инвестировании и экспортной поддержке крупных проектов и предприятий, а также в реализации пресловутой госпрограммы индустриально-инновационного развития. В эту группу входят "Банк развития Казахстана", "Инвестиционный фонд Казахстана", "Казына капитал менеджмент", "КазЭкспортГарант" и "Центр сопровождения проектов государственно-частного партнерства". Две "дочки" оказывают поддержку развитию инновационной деятельности, малого и среднего бизнеса, реализуют программу "Дорожная карта бизнеса 2020" - это "Фонд развития предпринимательства "Даму" и "Национальное агентство по технологическому развитию". Еще четыре "дочки" занимаются проектами в сфере недвижимости, жилищно-строительных сбережений и госпрограммы развития регионов до 2020 года - "Жилстройсбербанк Казахстана", "Казахстанская ипотечная компания", "Байтерек девелопмент", "Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов"

О результатах деятельности большинства этих "дочек" широкой общественности практически ничего не известно, так как на информационной сцене активно присутствуют лишь несколько из них - "Даму", "БРК" и отличившийся чередой скандалов "ИФК". Но, учитывая нынешнее положение дел в экономике и финансах, вполне очевидно, что сейчас госхолдингу просто не нужно столько "дочек". Да и сам он может быть в принципе ликвидирован до лучших времен, когда у государства появятся "лишние" нефтедоллары, - ведь Акорда ввела запрет на выделение денег из Национального фонда на господдержку экономики. Кстати, нельзя исключать, что г-н Досаев и был направлен в НУХ "Байтерек" для того, чтобы свежим глазом оценить реальную ситуацию в госхолдинге и подготовить предложения по оптимизации его деятельности и структуры. 

Что касается г-на Бишимбаева, впервые занявшего кресло министра, то каких-то особых радикальных перемен экономического курса от него никто не ждет. В отличие от г-на Досаева, пришедшего на госслужбу из рядов "младотюрков" в качестве совладельца крупного многоотраслевого бизнеса, развившегося из группы компаний "Акцепт", новый министр национальной экономики больше известен как карьерный технократ-чиновник, далекий от статуса олигарха. К тому же до руководства НУХ "Байтерек" он постоянно был на вторых ролях заместителя. 

В качестве первоочередных задач г-ну Бишимбаеву наверняка придется заняться незамедлительной корректировкой социально-экономического прогноза страны, так как нефтяные цены теперь придвинулись к рубежу в $50 долларов за баррель, а Нацбанк с трудом сдерживает укрепление национальной валюты, выросшей до 328 тенге за доллар. В срочном пересмотре нуждается и бюджетная система, так как у государства заканчивается запас прочности, созданный за счет курсовой разницы от девальвации тенге и привлечения пенсионных накоплений из "ЕНПФ", а нагрузка на бюджет растет. Поскольку правительству дорога в Нацфонд закрыта, за исключением ежегодного гарантированного трансферта из него в республиканский бюджет, то Казахстану неизбежно придется увеличивать заимствования за рубежом, наращивая государственный долг. А это в свою очередь означает, что Всемирный банк, МВФ и другие международные финансовые институты будут в большей степени влиять на экономическую политику властей Казахстана. 

Пока же в социальной сети Facebook над рокировкой г-д Досаева и Бишимбаева шутят даже солидные финансисты. Глава Visor Holding Айдан Карибжанов разместил следующий пост на эту тему:
"- Согласны ли вы стать министром национальной экономики в бедности и богатстве?
- Да.
- А согласны ли вы возглавить холдинг "Байтерек" и руководить им в горе и в радости?
- Согласен.
В знак серьезности ваших намерений обменяйтесь заместителями. Работайте, пока кризис не разлучит вас!"

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 25 °C
Алматы: 24 °C
    
$ 336.37
376.94