В преддверии праздника 8 Марта мы решили задаться достаточно банальным вопросом: "Каково место женщин в казахстанской политике?" Хотя, учитывая некоторые специфические моменты развития нашего общества, связанные с историческими традициями, ментальными особенностями, полиэтничностью и другими факторами, наверное, было бы правильнее ставить вопрос несколько иначе.
Например, о женщинах высокого государственного полета или активных участницах политических процессов. В этом смысле такие персоны в отечественной истории новейшего времени были, но сказать, что это было явлением, никак нельзя. Гораздо проще это сделать на зарубежных примерах и вспомнить Индиру Ганди, Маргарет Тэтчер, Беназир Бхутто.
Как известно, Ганди и Бхутто были убиты в самый разгар их политической деятельности, а "железная леди" умерла от старости и болезней. Но когда пришла весть о смерти Тэтчер, некоторое число ее сограждан из числа политических оппонентов довольно бурно отметили это событие и устроили уличные вечеринки. И это чопорные англичане, представляете?.. Так что не все так однозначно, когда речь заходит об оценке роли и значения даже таких выдающихся женщин-политиков.
И тем не менее: как с этим вопросом обстояло раньше и обстоит сегодня у нас? Если немного коснуться истории вопроса, то освобожденные женщины Востока всегда имели вес, но данное явление носило в основном теневой характер. В прежние времена это касалось роли, которую играли жены первых и вторых руководителей. В принципе, это не было политикой в большом смысле, а имело скорее политико-кадровый подтекст.
Как бы то ни было, история изобилует примерами того, как жены помогали либо стопорили служебные карьеры своих мужей. Правда, большая часть таких историй осталась в нарративах. Да и широкая общественность, как правило, героинь этих не знала.
Вспомним лишь одну историю, которая сегодня звучит почти как легенда. Произошла она в милицейских кругах. Супруга одного генерала, раздосадованная тем, что ее мужа обошли при очередном назначении, заявилась в очень солидную курирующую структуру и запустила в начальство попавшейся под руку вазой. Могла и убить, если бы попала. Вроде как частный случай, но весьма характерный.
При всех издержках прежней номенклатурной системы были у нас заметные женщины в верхах. Например, Акмарал Арыстанбекова и Бырганым Айтимова. Конечно, кто-то может сказать, что это выходцы из комсомольской "обоймы". Но в качестве контраргумента мы могли бы сказать о том, что эти две наши соотечественницы смогли удержать высокую планку и во времена суверенитета.
В более широком смысле среди женщин-политиков у нас были заместитель премьер-министра РК, государственный секретарь, два заместителя руководителя канцелярии премьер-министра, несколько министров, порядка шести-семи отраслевых вице-министров, столько же ответственных секретарей министерств.
Вместе с тем хотелось бы заметить, что женщины редко занимают в этой системе ведущие должности. Например, у нас никогда не было ни одной женщины, руководившей областью или одной из палат парламента.
Эксперты объясняют это в частности тем, что вторая волна проводимой реформы государственной службы, как, собственно, и сама Концепция государственной службы, не предусматривает механизма, обеспечивающего принцип равенства (паритета) между женщинами и мужчинами в системе власти.
В то же время, по их мнению, наблюдаемые тенденции следует рассматривать как следствие слабости развития институтов гражданского общества, возможно, невысокой политической активности самих женщин, недостаточного уровня развития демократии. Еще одним фактором, существенно сдерживающим продвижение женщин в политику и во власть, наблюдатели считают устойчивое сохранение социально-культурных патриархальных стереотипов.
Да, сегодня в нашей политической и управленческой структуре есть хорошо зарекомендовавшие себя женщины. Несколько имен навскидку: Гульшара Абдыкаликова - государственный секретарь РК, Аида Балаева - заведующая отделом внутренней политики администрации президента РК, Светлана Джалмагамбетова - экс-депутат сената, Айгуль Соловьева - экс-депутат мажилиса, Жанна Курмангалиева - бывший ответственный секретарь Министерства культуры и информации, Жанар Бекбанова - заместитель директора Службы центральных коммуникаций, Сабила Мустафина - аким Есильского района города Астаны. Со списком женщин в правительстве и парламенте можно ознакомиться на сайте Акорды. Между прочим, в последние годы в индексе гендерного равенства Казахстан занимает одни из лучших позиций среди стран СНГ, соревнуясь с Россией, хотя до Белоруссии, стоящей в рейтинге на 28 месте, нам пока далеко.
Признаемся честно: пока пребывание женщин на высших этажах властной иерархии не удалось сделать какой-то системной традицией. И тому есть несколько причин. Поскольку часть из них мы уже перечислили, хотелось бы остановиться на базовой.
Существует максима, гласящая, что власть - это прежде всего деньги. И опыт передовых демократических стран только подтверждает ее актуальность. В политическом истеблишменте тех же США вы не найдете людей небогатых. Семейства Кеннеди, Бушей, не говоря уже о Рокфеллерах, к ним никак не отнесешь. А за каждым неожиданным выходцем типа Барака Обамы стоят очень влиятельные финансово-промышленные группы.
Те же самые тенденции наблюдаются и в других странах развитой демократии. То есть большая политика - это удел тех, кто владеет большими деньгами. Кроме этого, чтобы приобрести солидный политический вес, необходимо получить доступ к административному ресурсу.
Таким образом, есть несколько составляющих, без которых невозможно стать влиятельной политической фигурой. Стоит ли после этого удивляться тому, что среди нашего политического бомонда нет женщин-политиков уровня Маргарет Тэтчер или Хиллари Клинтон? Одним словом, у нас пока еще не появилась женщина, которая могла бы изменить лик отечественной политики. Хотя некоторые считают, что она уже на подходе.
Но это уже тема для другой публикации…