ВТОРНИК, 8 МАРТА 2016 ГОДА

Чем интересен и неинтересен Казахстан зарубежным СМИ?

Автор: Сауле Исабаева 1318 3-03-2016, 06:32


Внимание к выборам в Казахстане со стороны зарубежных СМИ всегда было минимальным, и нынешняя избирательная кампания не исключение. Нам удалось найти лишь несколько изданий, которые коснулись данной темы, да и то ограничившись сухой констатацией факта. Оно и понятно: от этих выборов никто не ждет интриг и сенсаций. А потому все усилия хоть как-то заинтересовать иностранных репортеров - это все равно, что пытаться собрать зрителей на футбольный матч с заведомо известным результатом... Ну, разве что заранее простимулировав их.

Позитив рождает негатив

Однажды в интервью КазТАГ американский ведущий Николас Кралев, говоря об образе Казахстана в информационном пространстве США, высказал мнение, что американские масс-медиа не интересуются теми странами, которые являются "мирными" и "стабильными". (Смеем предположить, что известный журналист подразумевал под этими определениями "скромность" и "предсказуемость").

Кроме того, он признался, что, работая в Washington Times (не самая популярная газета США - прим. авт.), часто замечал, как посольства нескольких стран, в том числе и Казахстана, "приобретали 2-4-8 страниц и даже заказывали целые вкладыши в газету".

Вот так топорно и примитивно формируется имидж страны за рубежом. Польза от такого пиара, по большому счету, незначительна и вряд ли стоит тех денег, которые Казахстан тратит на иностранных журналистов, чтобы те рассказывали миру о его "благополучии", "стабильности" и "толерантности".

Как отмечает автор и ведущая передачи "Глазами иностранца" на портале "Радиоточка" Ботагоз Сейдахметова, о нашей стране, как правило, пишут очень мало и только те зарубежные коллеги, которые либо аккредитованы здесь (то есть живут и работают), либо привлекаются по линии МИДа и других заинтересованных ведомств (различные конкурсы, пресс-туры и т.д.).

К примеру, в избытке такой самопиар был использован при раскрутке "необычного архитектурного облика Астаны", который якобы не перестает восхищать зарубежных гостей. По этому поводу даже был организован конкурс среди иностранных журналистов на лучшую публикацию. Хотя, если разобраться, многие столичные строения, которые с чьего-то легкого пера стали "архитектурным дивом" - по сути, рядовые и повторяются во многих городах мира. Оригинальным решением и новизной могут похвастать лишь единицы, но этих объектов явно недостаточно, чтобы позиционировать Астану как "новое чудо света".

Или взять "серьезные экономические успехи, которых страна добилась за годы независимости". Об этом последние несколько лет активно писали многие зарубежные СМИ и как попугаи повторяли в рамках официальных визитов все высокие гости. Однако этот информационный пузырь лопнул сразу же, как только стали падать мировые цены на нефть. В считанные недели Казахстан оказался в списке самых "несчастных" экономик мира и лидеров по темпам девальвации национальной валюты...

Но что удивительно, именно в этот переломный момент о нас наконец стали писать. Бесплатно. Разумеется, это далеко не хвалебные оды, а объективный взгляд зарубежных СМИ на казахстан­скую действительность.

К примеру, ведущий мировой финансовый портал Bloomberg.com решил рассказать своим пользователям о том, что представляет собой Казахстан и почему он важен для "просвещенного Запада". Вот несколько выдержек из этой статьи: "Несмотря на то, что Казахстан сравним по размерам с Аргентиной, в нем проживают только 17,5 миллиона человек. Это меньше, чем население штата Нью-Йорк"; "Зажатая между Россией и Китаем, эта страна экономически зависима от обоих"; "Около 90 процентов казахстанского экспорта - сырьевые товары"; "Надежда только на доходы от продажи природных ресурсов, от нефти до урана, от меди до цинка, привела к тому, что экономика страны оказалась зажатой в тиски коррупции"; "Казахстан - это хрестоматийный пример того, почему необходимо диверсифицировать экономику"; "Хорошо, что внешний долг Казахстана низок"…

Что ж, черный пиар - тоже пиар, и, как показывает опыт небезызвестного Бората, он гораздо эффективнее в плане узнаваемости Казахстана за рубежом, чем все заказные материалы в зарубежной прессе вместе взятые.

Казахстанские выборы мало кому интересны

Вполне естественно, что иностранных журналистов интересуют в Казахстане только горячие темы, скандалы и сенсации. К примеру, на днях наша страна оказалась в центре внимания мировых СМИ из-за жестокого убийства двух подростков, усыновленных в одном из казахстанских детдомов еще четырнадцать лет назад. Ранее зарубежные коллеги смаковали судебный процесс над нашими студентами, которых подозревали в сокрытии улик против виновного в бостонском теракте Джохара Царнаева, а также выезд молодых казахстанцев в Сирию для участия в военных действиях на стороне незаконных вооруженных формирований.

По словам Ботагоз Сейдахметовой, существует несколько горячих тем, которые всегда интересны зарубежным коллегам: "Это космос и Байконур, да и то в привязке к России. Конечно, привлекают их внимание какие-то политические скандалы. Допустим, всегда был интересен Рахат Алиев: сначала его книга, оппозиционная деятельность, потом арест и смерть - разбирали все до мелочей.

Много лет муссируется тема возможного преемника Назарбаева. Иностранные журналисты периодически выступают с прогнозами, в которых очень часто фигурирует Дарига Нурсултановна. Это наводит на предположение, что они даже хотели бы этого... Да и вообще тема "семьи" их ужасно волнует, особенно какие-то подробности из личной жизни ее членов.

Всегда в "топе" любые коррупционные скандалы, громкие аресты и уголовные дела, в которых замешаны высокопоставленные чиновники. К примеру, сейчас пошла информационная волна, хоть и небольшая, по поводу ареста Сейтказы Матаева. Хотя данный случай можно также рассматривать как повышенный интерес зарубежных журналистов ко всему, что связано с отечественными СМИ: положение дел со свободой слова, принятие, мягко говоря, неоднозначных законов и решений, преследования и т.д."

Гораздо реже, по словам нашей собеседницы, иностранные журналисты спрашивают о том, хотели бы казахстанцы вернуться обратно в СССР, как они относятся к русскому языку, каково положение русских граждан. Ботагоз Сейдахметова объясняет это тем, что регулярно пишущие о Казахстане зарубежные коллеги собственными глазами видят, что никаких притеснений по языковому или этническому признаку в стране нет. А если в зарубежной прессе и появляются провокационные статьи, то это, считает она, скорее всего заказ.

При этом ведущая "Радиоточки" утверждает, что иностранным СМИ неинтересны казахстанские выборы, причем любые - президент­ские, парламентские. Причина - в отсутствии интриги и предсказуемости результатов.

Среди известных мировых изданий, в которых можно найти, пусть и изредка, статьи о Казахстане, Ботагоз Сейдахметова называет британские BBC и Financial Times, американскую Associated Press и французскую France Presse. Гораздо реже, по ее словам, нашей страной интересуются восточноевропейские журналисты (они в основном пишут о "русском вопросе", влиянии России на Казахстан), и совсем мало обращаются к казахстанской тематике китайцы, иранцы, индийцы (их, как правило, волнуют торгово-экономические отношения).

Показательно, что о культуре и туристических достопримечательностях нашей страны зарубежные журналисты пишут меньше всего: "Говорят, что смотреть у нас нечего, мало что сохранили, нового не придумали, нет яркой культуры и кухни, - сетует Ботагоз. - В этом плане их скорее привлекает Узбекистан, где есть древние города, сохранилась действительно очень богатая восточная культура".

Лучшая самореклама - скромность

А вот о ляпах, которые допускают иностранные журналисты при написании текстов о Казахстане, можно издать отдельную энциклопедию. Чаще всего коллеги путают Астану и Алматы, причем название последнего пишут на старый манер - Алма-Ата. Чуть реже, но с худшими последствиями, Казахстан путают с другими странами, особенно с теми, которые имеют окончание "стан".

Достаточно вспомнить, как в 2011 году корреспондент газеты "Взгляд" написал о катастрофе казахстанского самолета в Турции со ссылкой на телеканал "Имеди". Однако позже в МЧС РК заявили, что авиакатастрофа случилась с киргизским судном. Или такой факт. Pakistan Observer сообщила о том, что сотрудников посольства Казахстана в Пакистане подозревают в контрабанде спиртного из ОАЭ стоимостью 200 млн рупий. Но позже официальные ведомства принесли свои извинения.

Как оказалось, ошибку допустил собкор карачинского отделения агентства, перепутавший Казахстан с Таджикистаном. А в 2014 году путаницу создали украинские журналисты. На официальном сайте информационного агентства УНИАН была размещена статья под заголовком "Украине не нужны миротворцы из Казахстана". Тогда как готовность ввести миро­творческий контингент высказала не наша страна, а Беларусь.

Кроме того, зарубежные СМИ часто путают известных казахстанцев: к примеру, Ахметжана Есимова они перепутали с певцом Кайратом Нуртасом, а Касым-Жомарта Токаева - с московским бизнесменом Жомартом Каменовым, который избил бригаду скорой помощи.

Однако наиболее болезненно наши сограждане воспринимают неприятные инциденты, связанные с казахстанскими спортсменами, которые на пьедестале почета, приложив руку к сердцу, вынуждены по ошибке организаторов слушать гимн чужого государства. Однажды в Кувейте на турнире по стендовой стрельбе вместо казахстанского гимна даже прозвучала песня из фильма "Борат", в которой поется о "чистейших казахских проститутках" и "узбекских тугодумах".

Подобные ошибки и ляпы, безусловно, происходят из-за невнимательности журналистов и их руководства, но в то же время это яркий показатель того, что Казахстан пока еще малоузнаваем в мире и малозаметен в международном информационном пространстве.

Но стоит ли этому удивляться, если учесть, что страна ведет размеренную и спокойную политику, без агрессии и выпячивания, делая упор на согласие и дружбу с внешними игроками. Возможно, эта скромность украшала бы Казахстан, если бы не излишняя самореклама, которая зачастую дает обратный эффект...

Комментарии:
Астана: -6 °C
Алматы: 8 °C
    
$ 345.02
379.66