СУББОТА, 9 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

Игра в патриота: идентификация Жармахана Туякбая

Автор: Серикжан Адилов 3380 6-02-2016, 08:03


Лидер Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Жармахан Туякбай разложил предвыборный пасьянс и сам же себе вчистую продул. Разыграв национальную карту, «партийный босс» продемонстрировал отсутствие комбинаторских качеств, что на старте очередной предвыборной гонки в парламент выглядит как банальное политическое самоубийство. 

Жармахана Туякбая и возглавляемую им ОСДП  можно назвать последними осколками оппозиционного лагеря, разбитого идеологическими патронами (в оружейном смысле) власти. Хотя, с другой стороны, достаточно приличное количество наблюдателей считает, что причисление  этой партии к оппозиции оскорбительно для последней. Скорее, ОСДП играет роль некой фронды – не более того.

Впрочем, это уже давно ни для кого не важно, кроме, может быть, самого Туякбая со товарищи, которые именно за счет своей напускной оппозиционности и пытаются в электоральные периоды заработать очки, поскольку социал-демократические примочки если и производят какой-то эффект, то исключительно на активистов самой партии.

Вряд ли среднестатистического обывателя способны воодушевить выступления Туякбая в США или Швейцарии на тематических международных форумах. Вот если бы его деятельность внутри страны была четкой и внятной, тогда другое дело. Но у Туякбая и компании наладить работу именно таким образом никак не получается.

То ли дают о себе знать так и не зализанные раны, оставленные многочисленными «гражданскими браками» и политическими адюльтерами, то ли проблема в партийных идеологах – либо им недоплачивают, либо подбирают их по принципу, никак не связанному с понятием «профессионализм».  

Как показывает практика, мало прописать в своей программе,  что «социал-демократическая идеология — одно из главных политических достояний человечества» и что «она является итогом развития всех мировых идей о справедливом обществе – осуществляемых не в результате насильственных действий и потрясений, а посредством планомерных преобразований на основе согласия и социального партнерства». Нужно еще и работать.

А работать Туякбай либо не умеет, либо просто не хочет, и его вполне устраивает роль тряпичной куклы, которую достают из сундука с политическим реквизитом только тогда, когда в этом возникает надобность.

Вот и получилось, что чем чаще Жармахан Туякбай совершал заграничные вояжи, посещая мероприятия Социнтерна, где в теории строил «идеальное» государство общественного благосостояния, тем больше партия уходила в «тень» на родине.

Ведя столь своеобразную политическую жизнь, руководство ОСДП, похоже, окончательно сконцентрировалось лишь на почитывании на досуге трудов классиков социал-демократии.

Косвенно это подтверждается и тем фактом, что партия проигнорировала  недавнюю президентскую гонку. Ни хлеба, ни зрелищ, ни даже программы, которая бы  стала адекватной альтернативой тому, что озвучили партия власти и действующий президент, ОДСП оказалась просто не в состоянии предложить. И это вполне естественно для самоустранившейся  с поля политической борьбы партии.

Словом, логично было бы справить поминки по этому кружку по интересам, коим является все последние годы ОСДП, но нет. На старте новой электоральной кампании Жармахан Туякбай решил вновь напомнить о себе и заявить о своих политических амбициях.

Но, очевидно, осознавая, что годы бездействия и возделывания поля социал-демократии тупой тяпкой не позволят ему собрать приличный урожай, он полез на чужую идеологическую делянку в надежде, что непривычные тренды оживят интерес избирателей к отдающей запашком затхлости партии.

Не мудрствуя лукаво, Туякбай сделал, казалось бы, беспроигрышный ход, пытаясь сыграть на чувствах своих соотечественников. А тут как нельзя кстати подвернулась утвержденная президентом незадолго до этого «Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства», базовым вектором которой стала общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел».

Ее, напомним, выдвинул казахстанский лидер, а направлена она на формирование в общественном сознании таких концептов, как «нации единого будущего», «нация всеобщей культуры и прогресса», «интеллектуальная нация», «нация труда и профессионалов», «инновационная нация», «нация здорового образа жизни».

Фундаментом казахстанской идентичности и единства, как провозгласили авторы концепции, должны стать  общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии, формируемом гражданами Казахстана. Словом, не воспользоваться случаем Туякбай просто не мог.

В своем заявлении «Об идентичности казахской нации», опубликованном на сайте ОСДП в середине января, а потом растиражированном многими СМИ, Туякбай в корне не соглашается с разработчиками концепции. Изложенные в документе словоформы, понятные каждому и уважаемые многими казахстанцами, Туякбай называет «универсальными и очевидными понятиями». Видимо, по этой причине он считает их не заслуживающими уважения.

Но больше всего лидеру социал-демократов не понравилось то, что, как он выразился, «концепция содержит недвусмысленный ключевой посыл – основывая «казахстанскую идентичность» на принципе гражданства».

Гражданин, если вчитаться в опус Туякбая, никто – это понятие аморфное и, если хотите, для страны бесперспективное. А «казахстанская нация» - тем более.

«Исходя из всего этого, - заявляет Туякбай, -  я убежден в необходимости отказаться от пагубной замены естественной национальной казахской идентичности на ее искусственную форму в виде «казахстанской нации», постоянно нуждающуюся в пропагандистских подпорках. Соответственно основой казахской идентичности должен являться принцип государствообразующей нации, а не гражданства!». 

Дальше  вожак ОСДП так увлекся историческими примерами США и Франции, что напрочь выпал из дня сегодняшнего. А учены и философы в разных странах сегодня говорят о трансформации понятия национальной идентичности как раз в сторону, охарактеризованную разработчиками концепции, – «конструирование и выбор,  а не происхождение и наследственность являются сейчас  фабулой теорий идентичности».

Но Туякбаю, похоже, нет до этого дела, для него главное –  подогнать ситуацию под прокрустово ложе, сконструированное по снятым исключительно им самим меркам.

Конечно же, досталось на орехи и «языку межнационального общения», который, если отбросить в сторону нанизанные Туякбаем на нитку жесткой критики ярлыки, просто «…вредит казахскому языку» -   «Восстановление справедливости в отношении государственного казахского языка становится одним из вопросов справедливого отношения государства к своим гражданам в целом».

Правда, Туякбай не уточняет, какая конкретно справедливость имеется в виду. Вместо этого он пытается нанести сокрушительный удар по репутации власти, но явно промахивается, заявляя, что «государству необходимо решительно отказаться от политически конъюнктурного манипулирования языковым вопросом». Ведь чтобы это было ударом, следовало привести конкретные примеры манипуляций. Но их Туякбай не приводит.

Может, потому, что это трудно, если не сказать невозможно? Скажем, является ли  манипуляцией придание казахскому языку статуса государственного, внедрение делопроизводства на казахском или курс, взятый на развитие трехъязычия? Да, есть отдельные деятели, которые видят в трехъязычии попытку ущемить  интересы государствообразующей нации, но ведь все остальные казахстанцы прекрасно понимают, что цель тут одна - сделать наше общество более образованным и профессиональным.

Так что во всей этой истории торчат уши только одного манипулятора – Жармахана Туякбая, пытающегося компенсировать свою политическую несостоятельность инъекциями, состав которых разработан в отечественных лабораториях национал-патриотизма.

Пытаясь производить известные действия на одном гектаре с  такими нацпатами, как Мухтар Шаханов, Айдос  Сарым, Расул Жумалы, лидер ОДСП предстает в образе двуликого Януса. Поэтому ему нужно определиться: либо выйти из рядов социал-демократов,  либо объявить, что партия кардинально меняет свои идеологические установки и отныне намерена строить «идеальное государство» с использованием совсем  других стройматериалов. 

В противном случае получается мировоззренческая солянка: заявление Туякбая никак не вписывается в рецептуру социал-демократии, одним из базовых принципов которой является «борьба с дискриминацией по цвету кожи, национальной, религиозной принадлежности, по полу, возрасту, типам сексуальной ориентации или внешнему виду, а также другим врожденным или приобретенным признакам».   

Но Туякбай так не произвел четкой идентификации. Видимо, сам он расценивает свое заявление как временный рекламный ход... 

Понимают это и все остальные, а посему воспринимают подобные речи из уст главного социал-демократа как его персональную  игру в патриота. Не более того...

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 4 °C
Алматы: 11 °C
    
$ 340.31
387.1