Он одессит. А если человек родился в Одессе, дух жизнелюбия в нем неистребим. И оптимизм входит в состав его генотипа, равно как и чувство юмора, и пытливая мысль, и всеобъемлющий талант… Во время Великой Отечественной он был военным летчиком. Народный писатель Казахстана, лауреат президентской премии мира и духовного согласия, лауреат государственной премии имени Абая. Член Национального совета по государственной политике при президенте РК. Вице-президент Казахского ПЕН-клуба и член русского ПЕН-клуба в Москве. Номинант на Нобелевскую премию.
Он родился в Одессе, почти всю жизнь прожил в Казахстане, умер в Израиле, а книги его изданы на многих языках мира, на всех континентах Земли.
Морис Симашко - автор знаменитых художественных повествований из восточной истории, он как никто понимает и чувствует Азию, самый воздух ее, поэтику городов, кочевий и бесконечных дорог. Шелковый путь - не караванная тропа, а философия жизни. Древние империи, о которых он писал, подчиненные неисповедимости своих целей, "соединяли землю с небесами… И вместе с караванами шли по древнему пути, ночевали в караван-сараях, пили из сардоб собранную там воду греческие философы, китайские инженеры, арабские математики". Исторический роман - его жанр, его тема. Но, как проницательно отмечали критики, вся мировая историческая романистика построена на политике, опрокинутой в прошлое, ее авторы идут от современности к истории. Симашко двинулся в обратном направлении, пытаясь саму историю возвратить в современную политику.
Советская власть давала нам многочисленные и веские поводы для серьезных раздумий. И Морис Давидович как человек пытливой и мужественной мысли не пренебрегал ими, свидетельством чего являются его книги. То, что они обращены в прошлое, - это кажущаяся и не самая главная сторона его произведений, хотя известные ученые-востоковеды не нашли там ни одной фактологической ошибки. Но усилия его таланта, интеллекта и духа были обращены к современности, и события прошлого были для него лишь поводом осмыслять настоящее, обнажать несостоятельность и преступность догматов тоталитаризма, под гнетом которых мы жили, притерпевшись к этому гнету, считая, что он неизбежен и вечен. Симашко так не считал, он находился в напряженном диалоге с советской властью.
С ее уходом в небытие диалог этот не был завершен. Равно как он не был завершен и с его уходом. Диалог этот, яростный и бескомпромиссный, продолжается по сей день уже в отсутствие антагонистов, уже в нашем сознании - в сознании читателей и почитателей книг Мориса Давидовича Симашко.
18 марта, в день его рождения, прошел вечер памяти в Союзе писателей Казахстана. Доклад о творчестве Мориса Симашко прочла заведующая отделом Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова Светлана Ананьева, ниже мы публикуем его. Проникновенные слова о нем сказали Абдижамил Нурпеисов, Леонид Гирш, Смагул Елубай, Амантай Ахетов, Аслан Жаксылыков...
А днем спустя, 19 марта, этому событию был посвящен "круглый стол" в Еврейском центре Алматы. В рамках этих мероприятий состоялась презентация новой книги Мориса Симашко, в которую вошел его посмертный роман "Четвертый Рим", изданный при самом активном участии ближайшего друга Мориса Давидовича полковника запаса Леонида Юзефовича Гирша.
Адольф АРЦИШЕВСКИЙ.