21-03-2014, 00:46

Одухотворенное слово Мориса Симашко

Он одессит. А если человек родился в Одессе, дух жизне­любия в нем неистребим. И оптимизм входит в состав его генотипа, равно как и чувство юмора, и пытливая мысль, и всеобъемлющий талант… Во время Великой Отечественной он был военным летчиком. Народный писатель Казахстана, лауреат президентской премии мира и духовного согласия, лауреат государственной премии имени Абая. Член Национального совета по государственной политике при президенте РК. Вице-президент Казахского ПЕН-клуба и член русского ПЕН-клуба в Москве. Номинант на Нобелевскую премию.

Он родился в Одессе, почти всю жизнь прожил в Казахстане, умер в Израиле, а книги его изданы на многих языках мира, на всех континентах Земли.

Морис Симашко - автор знаменитых художественных повествований из восточной истории, он как никто понимает и чувствует Азию, самый воздух ее, поэтику городов, кочевий и бесконечных дорог. Шелковый путь - не караванная тропа, а философия жизни. Древние империи, о которых он писал, подчиненные неисповедимости своих целей, "соединяли землю с небесами… И вместе с караванами шли по древнему пути, ночевали в караван-сараях, пили из сардоб собранную там воду греческие философы, китайские инженеры, арабские математики". Исторический роман - его жанр, его тема. Но, как проницательно отмечали критики, вся мировая историческая романистика построена на политике, опрокинутой в прошлое, ее авторы идут от современности к истории. Симашко двинулся в обратном направлении, пытаясь саму историю возвратить в современную политику.

Советская власть давала нам многочисленные и веские поводы для серьезных раздумий. И Морис Давидович как человек пытливой и мужественной мысли не пренебрегал ими, свидетельством чего являются его книги. То, что они обращены в прошлое, - это кажущаяся и не самая главная сторона его произведений, хотя известные ученые-востоковеды не нашли там ни одной фактологической ошибки. Но усилия его таланта, интеллекта и духа были обращены к современности, и события прошлого были для него лишь поводом осмыслять настоящее, обнажать несостоятельность и преступность догматов тоталитаризма, под гнетом которых мы жили, притерпевшись к этому гнету, считая, что он неизбежен и вечен. Симашко так не считал, он находился в напряженном диалоге с советской властью.

С ее уходом в небытие диалог этот не был завершен. Равно как он не был завершен и с его уходом. Диалог этот, яростный и бескомпромиссный, продолжается по сей день уже в отсутствие антагонистов, уже в нашем сознании - в сознании читателей и почитателей книг Мориса Давидовича Симашко.

18 марта, в день его рождения, прошел вечер памяти в Союзе писателей Казахстана. Доклад о творчестве Мориса Симашко прочла заведующая отделом Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова Светлана Ананьева, ниже мы публикуем его. Проникновенные слова о нем сказали Абдижамил Нурпеисов, Леонид Гирш, Смагул Елубай, Амантай Ахетов, Аслан Жаксылыков...

А днем спустя, 19 марта, этому событию был посвящен "круглый стол" в Еврейском центре Алматы. В рамках этих мероприятий состоялась презентация новой книги Мориса Симашко, в которую вошел его посмертный роман "Четвертый Рим", изданный при самом активном участии ближайшего друга Мориса Давидовича полковника запаса Леонида Юзефовича Гирша.

Адольф  АРЦИШЕВСКИЙ.

 

Author Туранец
Редактировать / Удалить/ Цитировать
22-мар-2014, 12:24

Благодаря ему, мы все узнали о Бейбарсе, нашем великом предке!

Author Ахан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
25-мар-2014, 18:02

Помню Мориса Симашко. Он бывало появлялся на оптовом базаре Саина Ташкентская. Покупал маленькую баночку Кока Колы. Помню рядом с этим базаром была пивнушка. Там продавали разливное вино талас. Разговорился с одной компанией и там была поэтэсса Инна Потахина. Она тоже пила талас и прочитала мне одно стихотворение. Тогда я был настроен против Назарбаева, был злым и бедным. Но Инна Потахина меня пыталась успокоить и говорила о том, что всё вернётся на круги своя и мы будем жить прекрасно. В общем она оказалась права. В действительности я сейчас живу неплохо. Но всё равно я знаю, что поэтов ненавидят. Узнал о том, что Маяковского освистывали студенты политехнического института. После этого Маяковский застрелился. Высоцкий вынужден был драть глотку. Это было противопоказано с медицинской точки зрения. Ему не давали возможности выпустить диск. Тогда бы он жил за счёт гонораров, возможно вылечился от болезней. Хорошо что мы живём сейчас в буржуазном обществе. Человек, который заработал на жизнь уже не испытывает потребности выступать перед толпой. Как противны все эти критики и пр. пр. Они что, думают что человеку приятно их за бесплатно развлекать? Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Все эти так называемые "ценители", которым к пиву подавай музыку с хорошими текстами за бесплатно. Как прекрасно что есть такие люди как Симашко, Маяковский. А сейчас их становится всё меньше и меньше...Потому что люди сейчас знают себе цену и они же не так беззаветно преданы толпе, облачённую в маску цинизма и лицемерия. Разве можно быть предаными этой толпе озлобленных псов, которых ограбили олигархи с марионеточной властью? Нет уж, хватит, поберегите нервы...

Author Ахан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-мар-2014, 15:43

Назад в СССР, чем плох был СССР? Во всяком случае русские порой более справедливы, чем мои соотечественники. Вот я на одном казахстанском сайте оставил коммент, где пытался защитить бойца без правил Монсона. Действительно ему раза два не давали бороться,когда Шахмарал держался за канаты, а если бы дали ему бороться? Тогда возможно он бы победил казахского батыра, как победил Александра Емельяненко. Тем не менее казахский батыр отправил Монсона в нокаут, при этом пытаясь добить уже поверженного соперника (где профессиональная солидарность? что обязательно портить здоровье, тяжёлыми ударами?). В конце я упомянул что гладиаторам (бойцам без правил), труднее достаются деньги, чем банкирам и отдельным представителям власти (пример девальвации). Ничего такого, тем не менее мой коммент убрали. Во времена СССР в России, было меньше расизма, чем в Казахстане. В Алматы казахских девушек обзывали, до сих пор помню: "Морда овечья, а п человечья". Надо отметить, что Жириновский, известный резкими выступлениями, родом из Алматы. При СССР можно было купить кирпич за 3 копейки. За 6 копеек можно было точно купить кирпич. Куб леса 16 руб. Плохо, что гласности не было. Если бы я сумел в то время опубликоваться или выступить на сцене, возможно имел бы какую нибудь льготу. Например те, кто брал невозвращённые кредиты, были детьми номенклатуры или известных личностей. Ещё плохо в СССР было то, что была агрессия в Афганистане и дедовщина в Армии. Из за этого я поступил в Вуз, где была военная кафедра. Ещё один недостаток был в СССР, это то что не было проституток, из за этого зоны на 50% сидели за изнасилование по 101 статье. Но материально можно было жить и жить неплохо. По крайней мере в Алматы всё было достаточно дёшево и не было дифицита, также как и сейчас. Надо отметить что Морис Симашко отмечал в своих выступлениях проявления расизма. Отмечал как обзывали казахов, также как и Герольд Бельгер. Тем не менее мы жили в СССР. Это была наша Родина. Народ был сыт и имел работу. Но отдельные вожди навязали войну и бросили страну в дефолт.